000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ матизации лечения. Вероятностный характер суждений обесценивает связь между внешними проявлениями болезни и ее внутренними механизмами, скрытыми от непосредственного наблюдения. Более того, отсутствие инте­ реса к анатомическим исследованиям у врачей-эмпириков связано с тем, что в основе теории и практики медицины лежали представления о принципах познания стоиков, существенно отличавшиеся от эпистемологии Аристоте­ ля. Стагирит пытался установить внутреннюю связь понятий - вида и рода, частного и общего и т.д., следствием чего становится идея зоологических рядов и внимание к сравнительной анатомии. Мышление врача-эмпирика сосредоточено на конкретных эмпирических обстоятельствах. На практике это означает соотнесение мгновенно «схваченной» картины «манифестиру­ ющих симптомов» заболевания и существующих способов лечения. Ката­ лептическое представление, с помощью которого постигается конкретный случай, является истинным в конкретный момент времени, поэтому нет ни­ какого смысла в построении сложных патогенетических схем. Логические построения стоиков и структура аргументации, сложившая­ ся в рамках платоновско-аристотелевской традиции, имеют разное смысло­ вое значение для развития античной науки. Гносеология стоиков как антипод платоновско-аристотелевской исходит из того, что опыт есть источник познания, а «идеи» Платона - лишь отвле­ ченные понятия. На вопрос «Что можно знать о мире?» они отвечают, осно­ вываясь на критерии истинности сиюминутных чувственных представле­ ний. Мышление изначально не имеет другого материала, кроме содержания ощущений. В то же время категориальный аппарат рациональной медицины, развивавшейся в русле фундаментальных идей Платона и аристотелевской теории познания, как раз и исходит из того, что можно постичь истину, ис­ пользуя правильные законы мышления. Применительно к медицине этот процесс начинается с соотнесения базовых понятий здоровья и болезни. Осмысление их авторами «Корпуса Гиппократа» предполагает существова­ ние идеально здорового организма и отклонений от состояния идеала как следствия патологии. Для развития медицины важно, что «эйдос», будучи идеальным образом материального предмета, позволяет совершенно опре­ деленно конструировать представления в дихотомии «норма-патология». В «эйдосе» содержится закономерность, не зависящая от нашего созна­ ния. Категорический силлогизм представляет собой инструмент познания, с помощью которого раскрывается возможность понять сущность идеаль­ ной закономерности (заложенной в «эйдосе») с помощью эмпирических фактов, с одной стороны, и правильных законов мышления - с другой. Оче­ видно, что целостная систематика мира живых существ, сравнительная ана­ томия и, применительно к медицине, идея последовательного, взаимосвя­ занного протекания в организме патологических процессов с установлением - 4 1 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy