000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ матизации лечения. Вероятностный характер суждений обесценивает связь между внешними проявлениями болезни и ее внутренними механизмами, скрытыми от непосредственного наблюдения. Более того, отсутствие инте реса к анатомическим исследованиям у врачей-эмпириков связано с тем, что в основе теории и практики медицины лежали представления о принципах познания стоиков, существенно отличавшиеся от эпистемологии Аристоте ля. Стагирит пытался установить внутреннюю связь понятий - вида и рода, частного и общего и т.д., следствием чего становится идея зоологических рядов и внимание к сравнительной анатомии. Мышление врача-эмпирика сосредоточено на конкретных эмпирических обстоятельствах. На практике это означает соотнесение мгновенно «схваченной» картины «манифестиру ющих симптомов» заболевания и существующих способов лечения. Ката лептическое представление, с помощью которого постигается конкретный случай, является истинным в конкретный момент времени, поэтому нет ни какого смысла в построении сложных патогенетических схем. Логические построения стоиков и структура аргументации, сложившая ся в рамках платоновско-аристотелевской традиции, имеют разное смысло вое значение для развития античной науки. Гносеология стоиков как антипод платоновско-аристотелевской исходит из того, что опыт есть источник познания, а «идеи» Платона - лишь отвле ченные понятия. На вопрос «Что можно знать о мире?» они отвечают, осно вываясь на критерии истинности сиюминутных чувственных представле ний. Мышление изначально не имеет другого материала, кроме содержания ощущений. В то же время категориальный аппарат рациональной медицины, развивавшейся в русле фундаментальных идей Платона и аристотелевской теории познания, как раз и исходит из того, что можно постичь истину, ис пользуя правильные законы мышления. Применительно к медицине этот процесс начинается с соотнесения базовых понятий здоровья и болезни. Осмысление их авторами «Корпуса Гиппократа» предполагает существова ние идеально здорового организма и отклонений от состояния идеала как следствия патологии. Для развития медицины важно, что «эйдос», будучи идеальным образом материального предмета, позволяет совершенно опре деленно конструировать представления в дихотомии «норма-патология». В «эйдосе» содержится закономерность, не зависящая от нашего созна ния. Категорический силлогизм представляет собой инструмент познания, с помощью которого раскрывается возможность понять сущность идеаль ной закономерности (заложенной в «эйдосе») с помощью эмпирических фактов, с одной стороны, и правильных законов мышления - с другой. Оче видно, что целостная систематика мира живых существ, сравнительная ана томия и, применительно к медицине, идея последовательного, взаимосвя занного протекания в организме патологических процессов с установлением - 4 1 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy