000524
2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ Высокие и труднодоступные горы с древности почитались как обитель богов. Так, в мифологии древних греков самая высокая гора Эллады - Олимп (2.918 м), покрытая зимой сияющими на солнце шапками снега, почиталась как место обитания двенадцати главных древнегреческих богов. Именно поэтому их называли «олимпийскими богами». Их именами освещались профессиональные и священные клятвы: «Во имя богов Олимпа!», - таким образом выражалось поклонение бессмертным и всемогущим богам, кото рым были доступны высокие и недосягаемые горные вершины. Но для человека воздух высокогорья был опасен и пагубен. Люди знали это уже в глубокой древности и, по меткому замечанию А. Гумбольдта, бо ялись гор гораздо в большей степени, чем восхищались ими (Гиппенрейтер 1987: 10); селились они в долинах и предгорьях - там, где было легче ды шать и поддерживать свое существование. В то же время храмы в честь богов строили на склонах гор, в доступ ных для человека местах. Примером тому служит знаменитое Святилище Аполлона в Дельфах, воздвигнутое в VI - IV вв. до н.э. на склоне священной горы Парнас. Объяснялось это, с одной стороны, стремлением человека при близиться к обители богов; а с другой - паломничество в труднодоступные места считалось проявлением подвижничества. Но есть у этого явления и другая сторона: частое и регулярное посещение храмов, расположенных на высоте 1-2 км, лишь укрепляло организм, делало его устойчивым к ударам судьбы и болезням. Однако первое письменное сообщение о влиянии условий высокогорья на организм человека относится лишь к IV в. до н.э. Об этом сообщает английский философ Френсис Бэкон (Francis Bacon, 1561-1626). Цитируя Тита Ливия (Titus Livius, 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), автора истории Древнего Рима, отмечает, что еще Аристотель (Aristotle, 384-322) знал, что, те, кто поднимались на гору Олимп, были вынуждены дышать че рез губки, смоченные в воде и уксусе, ибо воздух на вершинах очень сух и не годится для дыхания (Houston 1980). О том же писал и Роберт Бойль (Robert Boyle, 1627-1691) в 1666 г., также ссылаясь на Аристотеля в своей книге «Новые физико-механические эксперименты, касающиеся упругости возду ха и его эффектов» (New experiments physio-mechanical touching the spring of the air) (Boyle 1666). В литературе имеются также опосредованные ссылки на то, что древ негреческий философ и врач Эмпедокл (Empedokles, 490-430 гг. до н.э.) со вершил восхождение на вершину самого высокого в Европе действующего вулкана Этна (3.263 м) в Сицилии. Несколькими годами позже древнегреческий историк Ксенофонт (Xe nophon, 430-355 гг. до н.э.) описал переход воинов Кира Младшего через высокие армянские горы, - десятитысячное войско понесло тогда большие - 4 5 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy