000524

6. ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА Борисов стал студентом Казанского университета, но, оказавшись не способным платить за обучение, он был исключен. Восстановился он в правах студентов в середине марта 1914 года и стал получать земскую стипендию. 1914-1916 гг. - период идейно-политического созревания убеждений студента Казанского Университета Трофима Бори­ сова. Он снова участвует в студенческих подпольных кружках, становится марксистом. Благодаря своим блестящим способностям и трудолюбию уни­ верситетский курс обучения завершил досрочно. И весной 1916 года. Тро­ фим Борисов, первым из удмуртов, получил диплом врача. В годы Первой мировой войны это заставило его, как студента, только что окончившего медицинский факультет, пойти в армию. Он был отправлен на Минский фронт, где работал врачом эвакопункта, госпиталя, санитарного поезда. В дни вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года Трофим организовал революционный комитет на станции Осиповщина под Минском и оказал необходимую помощь восставшим большевикам, послав в Минск бронепоезд. Далее служил старшим врачом революционного полка Минского совета. 5 мая 1918 года Трофим Кузьмич демобилизовался из армии. Побывав на родине в деревне Кизеково, через несколько дней уехал в уездный центр в город Елабугу, где началась его активная политическая деятельность. На съезде Елабужского совета крестьянских, рабочих и солдатских де­ путатов он избирается председателем уездного исполкома Совета депутатов. Т.К. Борисову открылась возможность заняться решением острого продо­ вольственного вопроса, в результате которого была введена трудовая повин­ ность. В 1918-1919 г.г. Т.К. Борисов избирается руководителем Елабужского уездного ревкома. 31 октября 1918 года в Елабуге выходит первый номер газеты «Гудыри» ( ныне «Удмурт дунне») на удмуртском языке, основателем и первым редактором которой является Т.К.Борисов. Цель газеты - прос­ вещать удмуртский народ на родном языке, сократить число безграмотных людей. 4 декабря 1918 года на уездном съезде Советов Т.К. Борисов избирается членом уездного исполкома. Результатом работы стала демократизация шко­ лы: обучение детей стало бесплатным, всеобщим, обязательным; введено совместное обучение мальчиков и девочек; упразднены сословные и нацио­ нальные привилегии и ограничения. Осенью 1919 года в Сарапуле открылся III Всероссийский съезд удмур­ тов, на котором были рассмотрены злободневные вопросы об устройстве школ, библиотек, клубов, детских садов и площадок. Были организованы краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по всем отраслям на­ родного образования и сельского хозяйства. На съезде было решено увели- 549 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy