000524

6. ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА чить количество работников в сфере культуры из числа коренного населения за счет потенциала интеллигентных удмуртов. Именно тогда было решено создавать печатное дело. Большое распространение получили научные экс­ педиции по изучению родного края, а также по сбору фольклора. По матери­ алам III Всероссийского съезда можно отметить и то, что заметно возросла социальная активность населения народа, который ранее был угнетен. Та­ ким образом, повысилось национальное самосознание. В 1921 году Трокай Кузьмич занимал должность заведующего област­ ным отделом народного образования. А в сентябре 1922 года в Москве при участии Кузебая Герда и Трокая Борисова создано Научное общество по из­ учению вотской культуры, в которое вошли и удмурты, и русские. Были про­ ведены исследования по изучению психического здоровья удмуртов, в ре­ зультате которого было доказано, что удмурты не вырождающийся народ, как считалось ранее, а возрождающийся. В 1922 году Борисов вошел в состав президиума облисполкома, был ут­ вержден начальником облземуправления, избран делегатом на 10 Всерос­ сийский съезд советов. С этого момента усиливаются ложные обвинения контрольной комиссии обкома партии против Борисова без каких-либо убе­ дительных, веских, неопровержимых доказательств, нарастает противобор­ ство с некоторой частью ижевских большевиков, которая утверждала, что решение вопросов национальной политики - дело самих удмуртов, а руко­ водители русской национальности не должны иметь к этому никакого отно­ шения. В марте 1923 Трофим Кузьмич Борисов исключен из Российской комму­ нистической партии (большевиков) по обвинению в «национальном укло­ не», то есть он настаивал на большем участии удмуртов в партии и сов. органах. Опасаясь ареста, он уезжает в Москву, на приеме ЦКК, где добива­ ется решения Центральной Контрольной Комиссии (ЦКК) о восстановлении в партии. В соответствии с постановлением ЦК РКП(б) он направлется на работу ответственным секретарем обкома в Калмыцкую АО (с центром в то время в Астрахани). До мая 1925 года жизнь и творчество Трокая Борисо­ ва было связано с Калмыкией. Бытовые условия, этнические особенности калмыцкого народа были совсем противоположны удмуртским традициям. Он знакомился с населением и почти каждый день удивленно проезжал по улусам. Трокай Кузьмич обратил внимание на неграмотность среди калмы­ ков: калмыцкое население не вовлечено в управление делами своей области, национальное самосознание нуждалось в проникновении идей интернаци­ онализма. За очень короткий промежуток времени в Калмыкии наладились скотоводство и земледелие, заработали конезаводы и конюшни племенного хозяйства, усилились мелиоративные, промысловые работы. Эти годы для калмыцкого народа стали переломными во всех сферах жизни. Все стороны - 550 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy