000524

8. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ ческого тела» (De usu partium corporis humani), написанный во II веке, были основой обучения анатомии человека в университетах Европы в течение многих столетий. Ситуация стала меняться в XVI веке после выхода в свет в 1543 году труда Андреаса ван Везеля, или Везалия из Брюсселя (van Vesel Andreas Bruxellensis, 1514 - 1564) «О строении человеческого тела в семи книгах» (De humanis corporis fabrica in Libri septem). Несмотря на то, что работа Везалия вызвала критику как со стороны учителей, например, Якоба Сильвия (Sylvius Jacobus, 1478 - 1555), так и ровесников ученого, например, Бартоломео Евстахия (Bartholomeo Eustachius, 1510 - 1574), интерес к описательной анатомии стал возрастать, а диссекции стали приобретать исследовательский характер. [1,2] Период жизни и деятельности Везалия совпал с эпохой Возрождения, когда художники начали использовать анатомические знания для более ес­ тественного изображения человеческого тела. Научная деятельность пере­ довых анатомов того времени плодотворно сочеталась с творчеством выда­ ющихся живописцев. Особенно в этом преуспели ученики Тициана (Tiziano Vecellio, 1478 - 1576), в частности, иллюстрировавший труд Везалия Ян Стефан ван Калькар (van Calcar Jan Steven, 1499 - 1546). [3] Развитие анатомии привело к тому, что в XVII веке к ее изучению вплот­ ную приступили врачи и хирурги. Так, в Нидерландах публичные диссекции человеческих трупов были обязаны посещать все лекари и их ученики. При этом обыватели тоже допускались в анатомический театр, но только после окончания вскрытия и за определенную плату. [4] \ Однако такие лекции, сопровождавшиеся препарированием человече­ ского тела и демонстрацией его устройства, были в то время довольно редким и потому важным событием. Чтобы оставить память о нем, присутствовав­ шие на них врачи заказывали свой групповой портрет, а создаваемые полот­ на получили общее название «уроки анатомии». Подчеркнем, что подобная практика была распространена преимущественно в Нидерландах. Известно, что «уроки анатомии» существовали и в других странах (например, в Ан­ глии или Италии - вспомним ксилографические изображения диссекций в трудах М. да Луцци, А. Везалия или Р. Коломбо), но живописные работы голландских мастеров на эту тему получили наибольшую известность. Многочисленные групповые и индивидуальные портреты учёных-ана- томов и врачей писали как великие мастера: Ханс Гольбейн (Holbein Hans der Jungere, 1497 - 1543), Рембрандт ван Рейн (van Rijn Rembrandt Harmenszoon, 1606 - 1669), Эль Греко (El Greco, 1541 - 1614), так и менее известные жи­ вописцы, а то и просто любители: Арт Питерсзоон (Pieterszoon Aert, 1550 — 1612), Томас де Кейзер (de Keyser Thomas Hendrickszoon, 1596 - 1667), Ми- хиль ван Миревельт (van Miereveld Michiel Janszoon, 1567 - 1641), Николаас Пикеной (Pickenoy Nicolaes Eliaszoon, 1588 - 1653) и другие, отдавая тем - 628 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy