000524

8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ Рис. 3. «Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертсзоона». Худ. Т. де Кейзер. 1619 г. Холст, масло. Исторический м\>зей Амстердама (Musee Historique d Amsterdam), Амстердам. В 1619 году Томасу де Кейзеру (в настоящее время высказывается предпо­ ложение, что портрет принадлежит Николаасу Пикеною) был заказан второй групповой портрет с Себастьяном Эгбертсзооном, который получил название «Урок остеологии доктора Эгбертсзоона». [4] (рис. 3) На «уроке» присутству­ ют 5 членов гильдии. В центре полотна изображен скелет человека с дефор­ мацией грудной клетки и позвоночника. Слева от него - Эгбертсзоон в ши- рополой шляпе, который демонстрирует слушателям либо 12-ю пару ребер (подтверждая тем самым вывод Везалия об их одинаковом числе у мужчин и женщин), либо какие-то нарушения в структуре одного из грудных позвонков. Этот портрет отличается от первых двух не только живописно, но и композици­ онно. С полотна убрано все лишнее. В центре помещен не прелектор, а предмет «урока» - скелет, разделяющий полотно на две половины, а из 6 участников только двое смотрят на зрителя. Остальные увлечены рассказом прелектора. В 1624 году в Амстердаме был открыт анатомический театр и 10 членов гильдии лекарей во главе с прелектором Йоханном (Яном) Фонтейном заказа­ ли свой групповой портрет Николаасу Пикеною. В 1625 году портрет был го­ тов. Но это - все, что о нем известно. В 1723 году картина сгорела при пожаре в зале Гильдии хирургов Амстердама, а копий ее не сохранилось. - 631 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy