000524
8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ «Мертвый Христос», или «Оплакивание Христа», из миланской пинакотеки, созданного в конце XV века. [3] (рис. 7) Правда, вскрытое тело у Рембрандта не является центром композиции и, видимо, поэтому написано менее анато- мично, чем тело Христа. Например, «подъем» на правой стопе изображен не у внутреннего ее края, а снаружи, что с точки зрения анатомии неверно. Рис. 7. «Оплакивание мертвого Христа». Худ. А. Мантеньи. Ок. 1475/78 г. Холст, темпера. Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera), Милан На следующих двух работах изображен известный не только в Голландии, но и в Европе ботаник и анатом, профессор Лейденского университета Фре дерик Рюйш (Ruysch Frederick, 1638 - 1731). Оба произведения носят явный отпечаток Рембрандтовской школы. Это - написанная в 1670 году «Лекция по анатомии доктора Фредерика Рюиша» Андриана Баккера и датированная 1683 годом «Анатомия доктора Фредерика Рюиша» Йоханна (Яна) ван Некка. Профессор Рюиш вошел в историю, как создатель уникальных анато мических препаратов, существующих по сей день, и автор многих научных сочинений: «Письма об анатомических проблемах» (Epistolae anatomicae problematicae), «Архив анатомии» (Thesaurus anatomicus), «Архив живых су ществ» (Thesaurus animalium primus), представляющих собой каталоги его анатомических и зоологических коллекций, а также «Труды по анатомии для медико-хирургов» (Opera omnia anatomico-medico-chirurgica) и другие. [3] Известны многочисленные описанные им анатомические образования, на званные его именем: «Рюишевы вены» (vv.vorticosae, или вены сосудистой - 637 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy