000524

2 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ правителя, который был богом» (Платон). Это одно из упоминаний о странной и в чем-то загадочной фигуре Залмоксиса (Салмоксис, Замолксис), которого геты почитали в качестве бога. Греки Геллеспонта и Понта верили, что Зал- моксис-царь, жрец и бог гетов,«действительно существовал, и был учеником Пифагора. От него он получил знания по наукам и небесами, обретя свободу и накопив богатство, вернулся во Фракиию и начал обучать своих соплемен­ ников доктрине Пифагора, искусствам цивилизации и земледелию» (Гергова 2004). Геродот считал, что Залмоксис жил задолго до Пифагора, а мистическое знание о бессмертии души получил, путешествуя в Египет. Он сообщает следующее: «Я узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис, будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора, сына Мнесарха. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во Фракии...устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага. Пока Залмоксис принимал гостей и уве­ щевал их таким образом, он строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года. Фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины. Я сам не подвергаю се сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был ли он простым человеком или в самом деле богом готов - не ведаю...» (Геродот 1972). Геты смотрели на смерть как на путь к Залмоксису. Для Платона Залмоксис был великим и почитаемым как бог врачевате­ лем, поэтому он называл служителей его культа «лекари Залмоксиса» и счи­ тал, что они лечили лучше греческих. Интересные сведения о подходах гетов к врачеванию можно найти в диалоге «Хармид», где фракиец рассказывает Сократу, что: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и го­ лову - отдельно от тела, так не следует лечить тело, не леча душу, и у эллин­ ских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке» (Платон).По мнению фракийского лекаря, средство от многих болезней неведомо грече­ ским целителям, поскольку они не обращают внимание на организм в целом. Можно сказать, что последователи Залмоксиса лечили не только больную часть тела, но воздействовали на весь организм в целом травами и заклина- 6 2 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy