000524
8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ оболочки глаза); «Рюишева мышца» (мышечные пучки дна матки, названные им «Lucina» по имени богини деторождения у древних римлян); «Рюише ва перепонка» (lamina chorioidocapillaris, или хориокапиллярная пластинка сосудистой оболочки глазного яблока); «Рюишев ход» (canalis nasopalatinus, или клиновидно-решетчатое углубление на основании черепа) и др. [8] Рис. 8. «Лекции по анатомии доктора Фредерика Рютш». Av& А. Баккер. 1670 г. Холст, масло. Исторический музей Амстердама (Musee Historique d Amsterdam), , Амстердама. Весной 1670 года Рюиш дал публичный урок диссекции казненного на кануне через повешение преступника. Изобразить урок предложили Адриа ну Баккеру (Adriaen Backer, 1635 - 1684). [4] (рис. 8) На полотне видно, что 32-летний Рюиш отступил от традиционных правил вскрытия: зритель видит отпрепарированную кожу левой паховой области с переходом на передне внутреннюю поверхность бедра, но в отличии от брюшной стенки, где снята только кожа, на бедре видна мышечная ткань. При этом молодой прелектор (Рюиш изображен в шляпе с зондом в правой руке) демонстрирует слуша телям и зрителям нечто полупрозрачное, извлеченное со стороны левой па ховой области. Возможно, что это - лимфатические узлы. Даже если бы мы не знали, кто автор портрета, и если бы на картине отсутствовали другие персонажи, кроме мертвого тела, все равно можно было бы догадаться, что картина написана в ту пору, когда художники занимались не только живопи сью, но и изучением анатомии. Потому что такое изображение тела человека с выраженной рельефной мускулатурой и четкостью контуров характерно для эпохи Возрождения. Впрочем, нехарактерным для «уроков» является от крытое лицо анатомируемого тела. Обратим также внимание на задний план, где Баккер изобразил две скульптуры, в одной из которых (правой) можно узнать бога медицины Асклепия. - 638 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy