000524
8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ и грудную клетку, кожа с передней поверхности груди отпрепарирована, вну тренности удалены. Лицо и нижняя часть туловища прикрыты тканью. Но хо рошо заметна анатомическая школа голландских художников, так как даже на таком препарате, находящимся не в эпицентре события, автору удалось отобразить мышечную грацию левой руки. С одной стороны, автор также пы тался вовлечь зрителя в «урок»: прелектор смотрит прямо на нас. С другой стороны, фигуры слушателей, в отличие от, например, «урока» Тульпа Рем брандта, статичны, хотя и пытаются выразить те или и иные эмоции. Рис. 10. «Урок анатомии». Худ. К. деМан. 1681 г. Холст, масло. Городской м\>зей Принсенхоф (StedelijkMuseum HetPrinsenhoj), Делъфт. Таким образом, анализ работ голландских художников XVII века, посвя щенных «урокам анатомии», или публичным вскрытиям человеческого тела, показал, что живописцы того времени не только владели техникой живописи Возрождения, но и хорошо знали анатомию, улавливали и воспроизводили движения мышц, их структуру, соотношение (пропорции) частей тела в раз личных ракурсах. Со времен Везалия художники научились тонко переда вать возрастную анатомию тела человека, как движущегося, так и мертвого. Некоторые из художников, будучи еще совсем молодыми (Рембрандт), по лучили известность, благодаря своим анатомическим произведениям, а ряд анатомов (Эгбертсзоон, ван дер Меер, Дейман и др.) остались в истории, благодаря «урокам анатомии». В этом, на наш взгляд, отразилось взаимов лияние искусства и анатомии XVII века, повлиявшее на развитие как живо писи, так и медицины. - 640 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy