000524

8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ и грудную клетку, кожа с передней поверхности груди отпрепарирована, вну­ тренности удалены. Лицо и нижняя часть туловища прикрыты тканью. Но хо­ рошо заметна анатомическая школа голландских художников, так как даже на таком препарате, находящимся не в эпицентре события, автору удалось отобразить мышечную грацию левой руки. С одной стороны, автор также пы­ тался вовлечь зрителя в «урок»: прелектор смотрит прямо на нас. С другой стороны, фигуры слушателей, в отличие от, например, «урока» Тульпа Рем­ брандта, статичны, хотя и пытаются выразить те или и иные эмоции. Рис. 10. «Урок анатомии». Худ. К. деМан. 1681 г. Холст, масло. Городской м\>зей Принсенхоф (StedelijkMuseum HetPrinsenhoj), Делъфт. Таким образом, анализ работ голландских художников XVII века, посвя­ щенных «урокам анатомии», или публичным вскрытиям человеческого тела, показал, что живописцы того времени не только владели техникой живописи Возрождения, но и хорошо знали анатомию, улавливали и воспроизводили движения мышц, их структуру, соотношение (пропорции) частей тела в раз­ личных ракурсах. Со времен Везалия художники научились тонко переда­ вать возрастную анатомию тела человека, как движущегося, так и мертвого. Некоторые из художников, будучи еще совсем молодыми (Рембрандт), по­ лучили известность, благодаря своим анатомическим произведениям, а ряд анатомов (Эгбертсзоон, ван дер Меер, Дейман и др.) остались в истории, благодаря «урокам анатомии». В этом, на наш взгляд, отразилось взаимов­ лияние искусства и анатомии XVII века, повлиявшее на развитие как живо­ писи, так и медицины. - 640 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy