000524

8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ приёмам врачевания тела первобытный человек учился у живой природы, реализуя инстинкт самосохранения. Искусство - по своему генезису, пред­ ставляют собой абсолютно культурный артефакт, возникший из внутренней духовной потребности самопознания и познания мира. Тем не менее, хотя в момент зарождения каждая из этих видов деятельности была «направлена на познание разных ипостасей человека (медицины на познание тела, искус­ ство - на познание духа и души), объект был и остаётся общий - человек в многообразии своих проявлений». (Чернышева 2007: 59). Неразрывная связь медицины и искусства ярче всего проявляется в жи­ вописи. С момента своего зарождения изобразительное искусство,кроме психотерапевтической и профилактической, выполняет и познавательную функцию. Произведения искусства: наскальные рисунки, фрески, иконы, графика, картины весьма полезны для представления об исторической эво­ люции медицины, поскольку показывают не только саму медицинскую нау­ ку в развитии, но и ее представителей в различных аспектах (научных, тех­ нических, человеческих). На полотнах, изображающих процесс врачевания, художники вкладывали свое отношение к медицине и к ее представителям. А отношение к ним в разные эпохи было неоднозначное - от иронично-снис- ходительного до почтительно-уважительного, граничащего с идолопоклон­ ством. Очень показательны и информативны в этом плане картины голланд­ ских художников XVII века. Нидерландская революция и установление республики, утверждение протестантизма и освобождение от схоластики, привело в XVII веке к раз­ витию медицинского научного знания на основе эксперимента. Передовым центром формирования медицинской науки становится Лейденский универ­ ситет. Это время расцвета голландской медицины, которое позже назовут «золотым веком». Многие европейские ученые приезжают в Голландию ради возможности публиковать свои работы, преподавать в Лейденском уни­ верситете, а также, чтобы изучать анатомию. Успехи в науке и анатомии, прекрасно демонстрируют картины великих голландцев: «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Урок анатомии доктора Деймана» Рембрандта, «Урок анатомии Фредерика Рюйша» Яна ван Эйка, «Урок анатомии доктора Вил­ лема ван дер Меера» Питера ван Меревелта и др. В XVII веке идет процесс формирования голландской нации, что было связано с развитием и утверждением в стране капиталистических отно­ шений, общностью территории, экономической жизни, культуры. Склады­ вается национальная художественная школа. Особенностью голландских художников становится создание реальных образа до мельчайших подроб­ ностей. К середине XVII века реалистичное искусство достигает своих вершин в творчестве не только великих, но и «малых» голландцев. Уста­ новление протестантизма привело к значительному сокращению заказов - 642 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy