000524
8 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ приёмам врачевания тела первобытный человек учился у живой природы, реализуя инстинкт самосохранения. Искусство - по своему генезису, пред ставляют собой абсолютно культурный артефакт, возникший из внутренней духовной потребности самопознания и познания мира. Тем не менее, хотя в момент зарождения каждая из этих видов деятельности была «направлена на познание разных ипостасей человека (медицины на познание тела, искус ство - на познание духа и души), объект был и остаётся общий - человек в многообразии своих проявлений». (Чернышева 2007: 59). Неразрывная связь медицины и искусства ярче всего проявляется в жи вописи. С момента своего зарождения изобразительное искусство,кроме психотерапевтической и профилактической, выполняет и познавательную функцию. Произведения искусства: наскальные рисунки, фрески, иконы, графика, картины весьма полезны для представления об исторической эво люции медицины, поскольку показывают не только саму медицинскую нау ку в развитии, но и ее представителей в различных аспектах (научных, тех нических, человеческих). На полотнах, изображающих процесс врачевания, художники вкладывали свое отношение к медицине и к ее представителям. А отношение к ним в разные эпохи было неоднозначное - от иронично-снис- ходительного до почтительно-уважительного, граничащего с идолопоклон ством. Очень показательны и информативны в этом плане картины голланд ских художников XVII века. Нидерландская революция и установление республики, утверждение протестантизма и освобождение от схоластики, привело в XVII веке к раз витию медицинского научного знания на основе эксперимента. Передовым центром формирования медицинской науки становится Лейденский универ ситет. Это время расцвета голландской медицины, которое позже назовут «золотым веком». Многие европейские ученые приезжают в Голландию ради возможности публиковать свои работы, преподавать в Лейденском уни верситете, а также, чтобы изучать анатомию. Успехи в науке и анатомии, прекрасно демонстрируют картины великих голландцев: «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Урок анатомии доктора Деймана» Рембрандта, «Урок анатомии Фредерика Рюйша» Яна ван Эйка, «Урок анатомии доктора Вил лема ван дер Меера» Питера ван Меревелта и др. В XVII веке идет процесс формирования голландской нации, что было связано с развитием и утверждением в стране капиталистических отно шений, общностью территории, экономической жизни, культуры. Склады вается национальная художественная школа. Особенностью голландских художников становится создание реальных образа до мельчайших подроб ностей. К середине XVII века реалистичное искусство достигает своих вершин в творчестве не только великих, но и «малых» голландцев. Уста новление протестантизма привело к значительному сокращению заказов - 642 -
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy