000524

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ских музеев и так далее, об отражении этого прошлого в памятниках пись­ менности, литературы, изобразительного искусства и т.д., и т.п. При таком разнообразии источников очень важно опираться на профессиональное зна­ комство с медицинским предметом работы и ориентироваться в методиче­ ских вопросах исторического исследования. Поскольку медицина - сложная комплексная область знания и практики, прежде всего надо определиться, к какой разновидности истории медицины относится данное исследование - к так называемой общей (например, когда речь идет об истории многопрофильного лечебного или научно-учебного уч­ реждения) или к частной (например, при теме по организации психиатриче­ ской или иной лечебной помощи, или по развитию определенного научного направления, или по созданию научной биографии видного деятеля в дан­ ной области медицины), либо к социальной истории медицины (например, о роли протомедицины в формировании первых основ врачевания в древних цивилизациях). Это важно потому, что влияет на выбор источников и мето­ дику работы с ними, а также на дальнейшее обсуждение полученных резуль­ татов; доклад одной и той же работы, в том числе диссертационной, надо строить с учетом состава аудитории: и вопросы, и замечания будут разными в присутствии главным образом клиницистов или преимущественно специ­ алистов в области общественного здоровья. Понятно, что выбор источников и метода их изучения определяется те­ мой, основной целью и конкретными задачами исследования. Что может и что не может стать темой научного историко-медицинского исследования? Например, регион, учреждение, биография? Нет, нет и еще раз нет, потому что исследователь исследует проблему, и только! Поэтому ни республика, область или город, ни кафедра или больница, ни Иван Иванович Иванов не могут быть темой исследования, но роль кафедры или больницы, или И.И. Иванова в развитии такого-то и такого-то научных направлений, конеч­ но, нормальная тема исследования, в том числе диссертационного. Выбрав тему и сформулировав цель и задачи работы, исследователь решает вопрос, на какие источники он будет опираться в своем исследовании. О критике источника Принято считать, что ценность исследования определяется богатством его документальной базы, то есть собранных и изученных архивных источ­ ников. Но правильно ли начинать работу с изучения архивных материалов? Поставим вопрос шире: вообще, может ли быть серьезное исследование без архивных материалов? Этот вопрос задают часто, и он требует более под­ робного рассмотрения. Конечно, в большинстве случаев все именно так и обстоит, однако не во всех случаях. Архивный документ - только один из многих видов исторического источника. Так, при исследовании медицин­ ских проблем эпохи Гиппократа или Галена никто не будет разыскивать - 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy