000524

3 . ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ цинского факультета ИМУ в реформе высшего медицинского образования в России в XIX веке, А.М. Сточик и соавторы (2001) дают ответ на этот вопрос, цитируя составленную директором клиники А.И. Овером программу курса на 1849/50 учебный год: «Предпослав в первом полугодии учение об иссле­ довании больных, профессор посвящает второе полугодие исключительно практическому учению, заставляя уже более самих слушателей делать рас­ познавание болезни (diagnosis) и сообразные ему назначения (indicationes)» [12]. Таким образом, по заключению А.М. Сточика и соавторов, основу курса факультетской терапевтической клиники в период заведования ею А.И. Овером составляло не традиционное для того времени изложение сту­ дентам систематического курса внутренних болезней, а разбор отдельных клинических случаев. В автобиографических записках И.М. Сеченова можно прочитать сле­ дующее описание этой методики обучения студентов: «В эту клинику мы приходили к 8 часам утра и ожидали профессора в комнате, служившей аудиторией. Млодзиевский садился перед нашими скамьями; рядом с ним стоял дежуривший в предшествующий день студент, и начинался доклад по­ следнего о поступивших в его дежурство новых больных; при этом нужно было описывать телосложение и возраст больного, его образ жизни и за­ нятия, вероятную причину заболевания, найденные признаки болезни и на­ значенное лечение. Засим начинался профессорский обход в сопровождении ассистента и студентов. Если в положении старого больного замечалась, со слов ассистента, важная перемена, то профессор проверял сказанное; а на­ иболее интересного из новоприбывших исследовал в нашем присутствии, ставил диагностику и назначал лечение» [13]. Первым в России А.И. Овер использовал для преподавания созданный им при кафедре музей патологоанатомических препаратов. Он читал пре­ красные лекции, которые иллюстрировал патологоанатомическими препара­ тами и рисунками, причем делал это на латинском языке, которым, в отличие от большинства студентов, владел свободно. Сопоставление клинических и секционных данных было частью образовательного процесса; в программе учебных занятий на 1849/1950 год (которую мы уже цитировали) Овер пи­ сал: «Наконец, трупные сечения, производимые над всеми в клинике, служат контролем диагностики, изложенной при жизни больного, подтверждая ее или же доказывая ограниченность наших средств при распознавании скры­ тых и нередко выражающихся обманчивыми признаками болезней нашего тела». В 1846 г. Овер подарил университету большую анатомо-патологиче- скую коллекцию, при этом (как указывает И. Давидович, 1905) на процен­ ты со стоимости коллекции были учреждены три стипендии для студентов медицинского факультета: одна в память его учителя профессора Мудрова и две - его имени. - 6 9 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy