000524

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ следы той медицины в архивах, мы воспользуемся совсем другими источ­ никами, например, произведениями художественной литературы: поэмы Го­ мера - отличный источник для знакомства с медициной Ахейской Греции. А при исследовании по проблеме развития больничной помощи в России в 19 в., наряду с данными литературы, конечно, мы используем архивные источники; но при выявлении общественного резонанса на характер и темпы этого процесса, прежде всего, мы обратимся к специальной и общей прессе: не только журналы, но и газеты в определенных случаях - такой же цен­ ный источник информации, как и архив. Значит, все - от найденной при рас­ копках монеты до архивного документа - может послужить исследователю источником. Ограничений здесь нет, а выбор основного и дополнительных источников целиком зависит от темы, задачи и специфики исследования, проще говоря - от необходимости получить ответ на определенный вопрос. При этом чтобы понять внутренний мир интересующего нас деятеля меди­ цины и условия, при которых произошло какое-то событие или было приня­ то принципиальное решение, сделано научное открытие и т.п., как правило, личные и семейные архивы не менее полезны, чем государственные. Таким образом, мы идем в архив, чтобы получить ответы на уже сфор­ мулированные нами вопросы. А как рождаются вопросы? Они неизбежно возникают в процессе любого исследования, которое должно начинаться с тщательного изучения литературы по данной теме. Как говаривал видный советский терапевт академик Е.М. Тареев, «В наше время Америку «откры­ вает» тот, кто чего-нибудь не дочитал». Критический анализ литературных источников позволяет выявить неясные стороны изучаемой проблемы, «бе­ лые пятна», противоречивые факты; естественно возникают вопросы, в том числе такие, которые требуют архивного уточнения. Следовательно, сначала вопросы, а потом архив для получения ответов на них, и начинать надо с похода не в архив, а в библиотеку. Но вот мы уже в архиве с готовыми вопросами к нему и подобранными для ответов документами. Как мы должны относиться к информации, кото­ рая содержится в них? Сказав «архивный документ», мы совсем еще не ска­ зали, что перед нами достоверный исторический источник. Есть сомнитель­ ные, есть подложные и просто ошибочные документы. Вот вам иллюстрация из опыта моей работы: основоположник диетологии в СССР профессор М.И. Певзнер в автобиографии, хранящейся в архиве НИИ питания, соб­ ственноручно сообщил, что родился в 1873 г. Казалось бы, вопрос закрыт, перед нами - документально подтвержденный факт. Однако, соответственно более надежному свидетельству Вятского еврейского раввината, он родился в г. Вятка 20 июня 1872 г. Каждый исследователь может привести множе­ ство подобных случаев по опыту своей работы с архивными документами. Речь идет о важнейшем требовании методики любого исторического иссле- 6 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy