000526
111 ляется к своему счастливому или несчастно му концу». Особо подчеркнем, что такие знаки органического бытия болезни, как «рождение, рост, достижение зрелости» рассматривались врачами как ее сущность, как реализация изна чально заложенной в ней программы. Прямым следствием такой трактовки ди намики развития «болезненных явлений», на блюдаемой у постели больного, стало неволь ное понимание болезни как живого существа. На этот факт обращали внимание многие вы дающиеся врачи и патологи, но лучше дру гих его описал профессор А. Ферстер: «Обык новенно живет в теле здоровье, но иногда приходит болезнь и «схватывает» его. Про никнув в тело, образует она себе «седали ще» где-нибудь, например: в мозгу, в кишках и т . д., распространяется далее и поражает органы один за другим... В наблюдениях и раз мышлениях своих над больными врач ... под мечает у постели больного исключительно только необыкновенные явления, ставит их как нечто в себе законченное, самостоятель ное, в противоположность здоровому телу, рассматривает их как нечто чуждое, вра ждебное жизни и здоровью, и соединение т а ких явлений называет болезнью. При таком... взгляде, привыкнув видеть Здоровье и Болезнь как две строго противоположные вещи, начи нает он совершенно невольно оба эти поня тия олицетворять, издоровью, как существу, которого признаки заключаются в обыкно венных отправлениях тела, противопо ставлять болезнь, как существо враждебное, признаки которого состоят в явлениях необыкновенных». В конечном счете в сознании врачей бо лезнь стала представляться не просто про тивоположным здоровью состоянием тела. Она воспринималась как чужеродное орга низму человека явление, возникающее и раз вивающееся по своим собственным законам, кардинально отличающимся от законов нор мальной жизнедеятельности, а медицина Ян Госсерт (Мабузе), части триптиха Норфолк. Холст, масло. 1525- 1532гг. Королевский музей изящныхискусств. Брюссель. Бельгия ЯнЭйк. Мадонна ван дерПале (фрагмент). Холст, масло. 1436г. Музей Грониге. Брюгге. Бельгия
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy