000526

10 Мартин ван Майтенс (младший). Эрцгерцогиня Австрии, императрица Священной Римской империи Мария Терезия. Холст, масло. XVIII в. Венская императорская галерея Давид Тенирс Младший. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм и художник в эрцгерцогской картинной галерее в Брюсселе. Холст, масло. 1650 г. кетки отсутствовали. Все это вместе взятое вызывало неудовольствие публики. Вслед за столицей возникли художест­ венные музеи в крупнейших провинциаль­ ных городах. «В постановлениях, принимав­ шихся по случаю их открытия, неизменно подчеркивалось, что «свободный народ дол­ жен поддерживать искусства, являющиеся его славой и способные пропагандировать республиканский образ мыслей, показывая действия героев и внешний облик великих мужей»*. В 1795 г. в Париже открылся Музей наци­ ональных памятников. В Версале появился Особый музей французской школы, в зна­ менитом парижском ботаническом саду был создан Музей естественной истории, а в по­ мещении старого парижского монастыря Сен-Мартен де Шамп открылся первый в мире музей науки и техники - Консервато­ рия искусств и ремесел. Проблема элитарной ориентированно­ сти музейных коллекций носила общеев­ ропейский характер. Естественнонаучные кабинеты, собрания редкостей и картин­ ные галереи изначально были ориентиро­ ваны на посетителей, обладающих не мень­ шим объемом знаний и образованием, чем сам владелец коллекции. Широкая публи­ ка, увидевшая эти коллекции впервые, не была подготовлена для их восприятия, а пояснительные тексты в экспозициях от­ сутствовали. Первая попытка систематизировать му­ зейное собрание и сделать его экспозицию более понятной для восприятия неподго­ товленной публикой была предпринята в конце XVIII века в Австрии в Венской импе­ раторской галерее во дворцовом комплек­ се Бельведер. В этот период императорская коллекция стала доступна широкой публи* Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: «Русское слово - РС», 2003. - С. 218.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy