000526
10 Мартин ван Майтенс (младший). Эрцгерцогиня Австрии, императрица Священной Римской империи Мария Терезия. Холст, масло. XVIII в. Венская императорская галерея Давид Тенирс Младший. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм и художник в эрцгерцогской картинной галерее в Брюсселе. Холст, масло. 1650 г. кетки отсутствовали. Все это вместе взятое вызывало неудовольствие публики. Вслед за столицей возникли художест венные музеи в крупнейших провинциаль ных городах. «В постановлениях, принимав шихся по случаю их открытия, неизменно подчеркивалось, что «свободный народ дол жен поддерживать искусства, являющиеся его славой и способные пропагандировать республиканский образ мыслей, показывая действия героев и внешний облик великих мужей»*. В 1795 г. в Париже открылся Музей наци ональных памятников. В Версале появился Особый музей французской школы, в зна менитом парижском ботаническом саду был создан Музей естественной истории, а в по мещении старого парижского монастыря Сен-Мартен де Шамп открылся первый в мире музей науки и техники - Консервато рия искусств и ремесел. Проблема элитарной ориентированно сти музейных коллекций носила общеев ропейский характер. Естественнонаучные кабинеты, собрания редкостей и картин ные галереи изначально были ориентиро ваны на посетителей, обладающих не мень шим объемом знаний и образованием, чем сам владелец коллекции. Широкая публи ка, увидевшая эти коллекции впервые, не была подготовлена для их восприятия, а пояснительные тексты в экспозициях от сутствовали. Первая попытка систематизировать му зейное собрание и сделать его экспозицию более понятной для восприятия неподго товленной публикой была предпринята в конце XVIII века в Австрии в Венской импе раторской галерее во дворцовом комплек се Бельведер. В этот период императорская коллекция стала доступна широкой публи* Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: «Русское слово - РС», 2003. - С. 218.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy