000526

167 1846 года. По окончании операции Д. Уоррен обратился к зрителям и сказал: «Джентльме­ ны, это не обман», а день проведения опера­ ции стал считаться официальной датой начала «наркозной эры в хирургии». Несколько месяцев спустя эфирный наркоз уже активно использовался врачами Европы. Долгий период неверия в принципиальную возможность обезболивания в одночасье сменился бурными восторгами в связи с побе­ дой над болью при хирургических вмешатель­ ствах. «Ура. Радость, - восклицал крупнейший английский хирург Р. Листон. - В скором вре­ мени ни одна операция не будет произведена безэтого замечательно открытия. Радость!». Однако по мере накопления опыта приме­ нения эфирного наркоза перед врачами воз­ никли несколько проблем, потребовавших срочного решения. Самая актуальная из них состояла в том, что ряд пациентов "при инга­ ляционной этеризации впадали в состояние возбуждения и начинали задыхаться». Наря­ ду с М. Флурансом, Дж. Сноу и другими обще­ признанными основоположниками анесте­ зиологии значительный вклад в разрешение этой проблемы внесли и российские врачи. Уже в 1847 г. двум специально созданным на­ ркозным комитетам, в работе которых прини­ мали активное участие А. М. Филомафитский, Ф. И. Иноземцев, Н. И. Пирогов, В. А. Басов, А. И. Поль, А. И. Овер идр.,удалось предложить сразу несколько способов неингаляционного эфирного наркоза. В частности, были разрабо­ таны и апробированы методики ректального (Пирогов) и внутрисосудистого (Филомафит­ ский, Пирогов) введения в организм паров эфира. Кроме того, Н. И. Пирогов первым при­ менил наркоз при оказании оперативной по­ мощи раненым в военно-полевых условиях. Но слава эфира продолжалась недолго. Уже в конце 1847 г. его место занял хлоро­ форм. Общепризнанным основоположником хлороформного наркоза является английский хирург и акушер Дж. Симпсон, сделавший И.Е. Репин. Портрет Н.И. Пирогова (1810-1881 гг.) Копия, выполненная художникомЗахаровым в 1941г. Российский музей медицины Национального НИИобщественного здоровья им. НА. Семашко. Москва. Россия Наркоз.Диорама. КонецXIXв. Коллекция Веллкома. Лондон. Великобритания ДжеймсАрчер. Портрет Джеймса Юнга Симпсона (1811- 1870). Холст, масло. 1848г. Коллекция Веллкома. Лондон. Великобритания

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy