000526

17 Коллекции музея Ла Спекола создава­ лись не только для удовлетворения любо­ пытства посетителей, но и для образования и общественной пользы. Экспонаты должны были «говорить сами за себя», так что каж­ дый посетитель смог бы «узнать все сам, без учителя». Успех, сопровождавший от­ крытие музея, и интерес иностранных уче­ ных побудили Петера Леопольда отправить физика, физиолога и анатома Феличе Фон­ тану и его ученика, и помощника Джованни Фаброни во Францию и Англию. Эта поезд­ ка, завершившаяся в 1779 г., позволила им установить прочные связи с ведущими уче­ ными, а также с производителями научных инструментов. Поэтому появилась необхо­ димость расширить помещения, выделив залы для экспонатов, привезенных из Анг­ лии, и для химической лаборатории. Феличе Фонтана положил начало му­ зейному коллекционированию восковых фигур. Особый интерес представляют ана­ томические модели, показывающие все органы человеческого тела: мускулатуру, внутренние органы, строение глаза, уха, носа и сердца. Мастерская по изготовлению восковых моделей существова­ ла в Ла Спекола с 1771 до второй половины XIX в. В настоящее вре­ мя в музее хранится 513 моделей, посвященных анатомии челове­ ка, и 65 моделей по сравнитель­ ной анатомии. Работа мастерской по изготовлению восковых моде­ лей известна благодаря архивным материалам, в которых отражена ежедневная деятельность каждого мастера. Наиболее известна «Ве­ нера Медичи» - фигура лежащей женщи­ ны, которая может быть разъята на состав­ ные части для изучения отдельных органов и систем. Модели не только внешне верны с анатомической точки зрения, но содержат внутренние органы, в том числе изображаю- / H i " Ш * ч Ь * «• L 1 [ V * ж Бюст Феличе Фонтана. Музей Ла Спекола. Флоренция. Италия \ Анатомический восковой муляж. XVIII в. Музей Ла Спекола. Флоренция. Италия

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy