000526

23 в 1851 г. «Иркутский музеум» был отдан в его ведение и постепенно превратился в крупнейший музей Сибири. На рубеже XVI1—XIX веков в Ев­ ропе распространяется феномен публичного музея и происходит переосмысление значения му­ зейных коллекций. Значительное влияние на развитие музеев ока­ зали работы немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Его представления о рациональности исто­ рического процесса, логическом характере истории и прогрессе способство­ вали популярности работ X. Мехе- ля, К. Линнея, К.Ю. Томсена, пред­ ложивших классификационные системы для искусствоведения, археологии и естественной исто­ рии. Эти системы легли в основу музейных экспозиций. Изменяются не только принципы составления экспозиции, но и приемы демон­ страции объектов. Немецкий нату­ ралист Филипп Леопольд Мартин (1815-1885), автор «Практики естественной истории», предложил использовать диора­ мы, постановочные группы и неравномер­ ное освещение. Для XIX века можно выделить два типа музеев, содержащих ме­ дицинские коллекции. Первые были открыты для публики и слу­ жили удовлетворению любопытст­ ва в отношении устройства чело­ веческого тела. Как описывалось выше, эти «Кабинеты редкостей» начали появляться в Европе в XVI— XVII веках. Представленные в них анатомические препараты были неотъемлемой частью естественнонаучных собраний. Впрочем, культурные и религи­ озные нормы, касающиеся вскрытия, строго Чучело крокодила. Уральская Кунсткамера. XIX в. Доменико Ремпс. Кабинет редкостей. Холст, масло. 1690 г. Портретная галерея выдающихся ученых. Музей Хантера. Лондон. Великобритания

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy