000526

24 Скелет анатомированный А. Везалием. XVI в. Анатомический музей медицинского факультета университета Базеля. Швейцария Анатомический театр университета Падуи. Италия регламентировали и зачастую делали эту практику незаконной. Если анатомирование допускалось, то достать трупы было трудно, а без холодильных камер тела быстро начи­ нали разлагаться. Вследствие этого публич­ ные музеи, в которых наряду с прочим были представлены анатомические препараты, пользовались большой популярностью. Второй тип медицинских музеев XIX века - это музеи, открывающиеся при меди­ цинских факультетах и клиниках. Фредерик Джон Нокс писал в 1836 году: «Без музеев анатомия подобна человеку без языка». Ин­ терес к науке и медицинскому образованию, трудности в поиске трупов для анатомиро­ вания и негативное отношение к вскрытиям способствовали популярности различных анатомических моделей. В университетских музеях для изучения нормальной и патоло­ гической анатомии использовались модели из воска, папье-маше, деревянные скеле­ ты и скульптура. Постепенно была созда­ на и юридическая база и правила по полу­ чению и демонстрации анатомического материала. В разных странах создавались законы, призванные предотвратить право­ нарушения, связанные с получением или пе­ редачей человеческих останков в музейные коллекции. В Великобритании крупнейшие анатомические коллекции были представ­ лены в музеях, связанных с Королевскими колледжами Англии, Шотландии и Ирлан­ дии. Крупнейшей среди них была коллекция Хантера. Анатомия становилась основой меди­ цинской науки, регулярные занятия в ана­ томическом театре - обязательной частью обучения врачей, а медицинский музей - хранилищем образцов, сопровождаемых историей болезни и методов лечения. Посте­ пенно публичные музеи начали подвергать­ ся все большей критике за «околонаучный характер», безнравственность (например, из-за демонстрации муляжей, иллюстриру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy