000526
33 ние желудочки головного мозга, формируя ощущения. Насыщенная разнообразными ощущения ми «животная пневма» из передних желудоч ков поступает в средний желудочек - «место пребывание сознания (мышления), понимания, воображения»; центр, в котором на основе по лученных ощущений «зарождаются все вымы слы воображения и мысли интеллекта». Далее «вымыслы воображения и мысли интеллекта», материализованные в «животной пневме», направляются в «третий желудочек», служа щий центром памяти. В случае, если мысли не предполагают немедленного «действия», то они просто остаются храниться в памяти (третьем желудочке). Если же мысль предусма тривает необходимость действовать, то «жи вотная пневма» поступает в спинной мозг, а за тем в соответствующие двигательные нервы, вызывая сокращение необходимых мышц. Активное накопление фактических данных, не соответствовавших этим представлениям об организме человека, началось во второй по ловине XVI столетия (см.Т. 1). А. Везалий доказал отсутствие отверстий в межжелудочковой пе регородке сердца. В 1553 г. М. Сервет и в 1559 г. Р. Коломбо независимо друг от друга высказали предположение о существовании «пути крови из правого в левый желудочек через легкие». Наконец, в 1574 году вышла в свет работа И. Фа- бриция, содержавшая доскональное описание строения венозных клапанов. Каждое из названных открытий вступало в противоречие с представлениями системы греко-арабской медицины и, следовательно, должно было поставить под сомнение их без упречность. Однако в XVI веке этого не прои зошло. Любой исследователь пытался объяс нить новые данные с позиций этой системы. Первая реальная попытка поставить под сомнение господствовавшую систему представлений об организме человека была предпринята лишь в 1628 году английским вра чом У. Гарвеем. Восковая модель мозга. Коллекция Ж. Дювернея. Кунсткамера. XVIII в. Санкт-Петербург. Россия Иероним Фабриций (1537- 1619 гг.)
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy