000526
36 Паулюс Понтий. Портрет Вопискуса Фортанатуса Племпиуса (1601-1671 гг.) Национальная галерея Шотландии. Эдинбург. Великобритания Модель человеческого глаза. Коллекция Веллкома. Лондон. Великобритания Неизвестный художник. Иоганн Кеплер (1571 - 1630 гг.). Холст, масло. 1610г., копия с утерянного оригинала из бенедиктинского монастыря в Кремсмюнстере. Германия стоящие ученые не поддадутся до такой сте пени зависти или раздражению, ...чтобы не понять правильно освещенного факта». И эта надежда в конечном счете оправдалась. Однако прежде, чем это произошло, голланд ский врач В. Племпиус в 1632 году предпри нял еще одну попытку убедить врачебное сообщество в эффективности новых методов научного познания на примере изучения принципов устройства и функционирования человеческого глаза. К началу XVII века в европейской науке сосуществовали две основные версии, объ яснявшие механизм зрения. По одной из них, восходившей к Эмпедоклу, глаз испускает пучки лучей «зрительной пневмы», которые как бы ощупывают встречающиеся на их пути предметы и, отражаясь от них, возвра щаются в глаз, неся информацию (экстра миссия). Вторая точка зрения базировалась на представлениях Демокрита и Аристотеля о том, что каждый предмет постоянно излу чает вокруг себя образы, повторяющие его внешний вид в сильно уменьшенном раз мере, и попадая в глаз, они воспринимают ся «зрительной пневмой» как изображения соответствующих предметов (интрамиссия). Среди сторонников интрамиссии мнения в отношении места «встречи» «образов» и «зрительной пневмы» разделялись. Одни считали таким местом зрачок, другие - хру сталик, третьи - сетчатку. Первый шаг в опровержении этих пред ставлений сделал И. Кеплер. Он предста вил математические доказательства того, что хрусталик и стекловидное тело служат лишь для проецирования уменьшенного обратного перевернутого изображения пред мета на сетчатку. Сетчатка же представляет собой главную световоспринимающую струк туру глаза, откуда изображение предметов переносится в «седалище зрительной способ ности» мозга и воспринимается сознанием как прямое.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy