000526
38 ка» заложил основы новой системы представ лений об организме человека. В картине мира живой природы Р. Дека рта не было ничего, кроме механическо го перемещения частиц, лишенных каких бы то ни было особых качеств. Единствен ной причиной движения отдельной частицы он считал механическое воздействие на нее другой частицы. Душа и тело человека, по мнению Р. Дека рта, были лишены общих свойств, противопо ставлены друг другу, а влияние души ограни чено только мышлением (сознанием) и волей. Разнообразие в жизнедеятельности зависело исключительно от особенностей анатомиче ского устройства человеческого тела. Тело - главный предмет изучения медицины - он признавал простым механическим устройством, не име ющим принципиальных отличий от машин, построенных человеком. Это открывало неограниченные возможности для разработки меди цинских проблем методами экспе- риментально-математического есте ствознания. Причиной механического движения частиц, составлявших человеческое тело, а, следова тельно, и самой жизни, Р. Декарт назвал работу сердца. Эта работа состояла не в мышечных сокращениях его стенок, как полагал У. Гарвей, а в воздействии на кровь теплоты сердца, что приводило к ее стремительному расширению. «Эта теплота, - писал Р. Декарт, - способ на, как только капля крови войдет в полость сердца, вызвать быстрое набухание и расширение, как это бывает вообще, когда какая-нибудь жидкость капля за каплей падает в горячий сосуд». А поскольку после «расширения» крови требуется больше про странства, она «выходит» в артерии и возвра щается обратно по венам. Ян Баптист Венике РенеДекарт (1596- 1650гг.). Холст, масло. 1647/1649 г. Музей Утрехта. Нидерланды Модель «Анатомическое вскрытие». Дерево, кость. Коллекция Веллкома. Лондон. Великобритания Армиллярная сфера Антонио Сантуччи, кон. XVI в. Музей Галилея. Флоренция. Италия
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy