000526
81 дет в голову рассматривать «укусы гусениц в качестве характерных особенностей листа». В рамках разработанной Т. Сиденгамом новой концепции диагностическому исследованию подлежал не больной, а болезнь, основные характеристики которой совершенно не за висели от конкретного организма. Организм воспринимался лишь как сцена, на которой в соответствии с заранее написанным сцена рием разыгрывался спектакль болезни. Сам процесс диагностического поиска стал включать в себя два основных этапа. Пер вый этап предполагал предельно тщательное выявление и фиксацию всех без исключения симптомов. «Необходимо... в этом подражать художникам, - писал Т. Сиденгам, - которые, создавая портрет, забо тятся о том , чтобы о тм е ти т ь всё, вплоть дознаков и самыхмел ких природных деталей, которые они встре чаю т на лице изображаемого персонажа». Для того, чтобы ни один штрих в портрете бо лезни не остался незамеченным или забытым, Т. Сиденгам предложил врачам постоянно записывать сделанные ими наблюдения и, та ким образом, поставил вопрос о необходи мости вести истории болезни, в которых над лежало фиксировать только наблюдавшиеся у постели больного факты. «Когда Вы состав ляете историю болезни, - указывал, в част ности, Т. Сиденгам, - т о всякие философские гипотезы, как бы они ранее не занимали Ваш ум, должны бы ть оставлены. Надо о тм ечать лишь ясные и естественные феномены бо лезни... Те врачи, чьи умы искажают факты, награждают болезни свойствами, которые существуют лишь в их головах». Второй этап заключался в обязательном сопоставлении составленного «точного пор трета болезни» с уже имеющимися описани ями всех известных болезней с целью обна ружения возможных сходств (аналогий). Если аналогия возникала - ставился диагноз, если не возникала - рождалась новая нозологиче ская форма. Скарификатор. Российский музей медициныНациональногоНИИ общественногоздоровья им. НА. Семашко Габриэль Метсю. Визит врача. Холст, масло. 1660или 1667г. Государственный Эрмитаж. Санкт- Петербург. Россия
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy