000528

9 ство фишек или по таблице случайных чисел. Случайный отбор мо- жет быть бесповторный и повторный. Чаще на практике применяет- ся бесповторный отбор, то есть единица, попавшая в выборочную со- вокупность, обратно в генеральную не возвращается, следовательно, численность генеральной совокупности все время уменьшается. • Механический отбор (разновидность случайного отбора) – вы- борка производится по какому-либо признаку (первая буква фамилии, номер истории болезни и т. п.). Все возможные единицы наблюдения располагаются по порядку, после чего производится механический от- бор через определенный интервал. Интервал рассчитывается путем деления общего числа единиц наблюдения на число единиц, необхо- димых для выборочного исследования. Например, отбирается каждая 5, 10 или 20‑я единица наблюдения в зависимости от расчетной чис- ленности выборочной совокупности. • Гнездовой (серийный отбор)  – когда из генеральной совокуп- ности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Так, мо- гут быть территориальные серии (селения, районы и т. п.), отдельные учреждения (участковые, районные и другие больницы). Внутри каж- дой серии изучаются все единицы наблюдения. • Направленный отбор – отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь- ко те единицы наблюдения, которые позволят выделить неизвестные факторы при устранении влияния известных. Он основан на прин- ципе организованного отбора. Например, к отобранной группе рабо- чих одинаковой профессии, пола, возраста с выявленным заболевани- ем подбирается группа той же профессии, пола, возраста, не имеющая данного заболевания. • К разновидности направленного отбора следует отнести и  ко- гортный отбор (метод), который основан на отборе совокупности единиц наблюдения, объединенных сроком какого-либо события (стаж работы, продолжительность совместной жизни супругов, обу- чения в школе и т. д.). Такой метод позволяет «сделать продольный или поперечный срез» в том месте изучаемого явления, где более ярко проявляются основные закономерности. Например, для определения численности детей, рожденных в се- мье (или количества беременностей, родов, абортов) исследуется ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy