000528
13 формации. Эффективность метода существенно зависит от уровня со- циальной сознательности и моральной атмосферы в обществе. • Корреспондентный метод во многом аналогичен анкетному. От- личие состоит в том, что с адресатами, которым высылаются анкеты, достигается предварительная договоренность, часто подкрепляемая определенными формами вознаграждения. В прошлом метод имел распространение в России. Так, до конца 20‑х годов 20‑го столетия использовалась сеть крестьянских хозяйств, в основном зажиточных, для получения данных о сельскохозяйственном производстве. • Цензовое наблюдение предписывает отбор единиц некоторому определенному критерию (цензу). В современной практике в качестве ценза часто используется, например, некоторое заданное критическое число работников, занятых на предприятии. Использование ценза при проведении несплошного наблюдения следует отличать от его упо- требления при определении единицы отбора и объекта обследования. Та же численность занятых на предприятии может служить для опре- деления малого предприятия в определенной отрасли народного хо- зяйства, например, не более 100 человек. И если ставится задача об- следования малых предприятий, то предприятия с числом занятых более 100 человек не наблюдаются и не досчитываются, так как не от- носятся к объекту исследования. Программа сбора материала включает составление статистиче- ской карты, содержащей перечень учетных признаков, подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Существуют официальные про- граммы сбора материала (учетные формы), разработанные Государ- ственным комитетом статистики (карта выбывшего из стационара, статистический талон и т. п.). Кроме того, могут быть составлены спе- циальные карты. 1.1.3. Третий и четвертый этапы статистического исследования После того как материал собран, приступают к третьему этапу – разработке материала, которая складывается из нескольких последо- вательных операций: • контроль за правильностью и полнотой сведений; • шифровка (каждому значению изучаемого признака присваива- ется код);
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy