000528

43 для второго – 1,0% (0,01); для третьего – 0,1% (0,001). Именно вероят- ности ошибок в долях единицы принято приводить в научной работе в подтверждение достоверности полученных результатов. Например, при сравнительной оценке эффективности лечения язвенной болезни в различных условиях установлено, что сроки рубцевания язвы у ле- чившихся в дневном стационаре достоверно меньше, чем у пациентов, лечившихся в больнице с круглосуточным пребыванием ( p <0,05). 3.4. Определение средней ошибки и доверительных границ показателей, равных или близких к 0 или 100% Если по результатам исследования величина явления равняет- ся 0 или 100% (или 1000‰ и т. д.), например, летальность больных, оперированных по новой методике равна 0, то определить среднюю ошибку по обычным формулам: n pq m ±= или 1 − ±= n pq m невозмож- но, т. к. в этих случаях pq =0. Однако это не означает, что показатели 0, 100%, 1000‰ и т. д. не имеют своих ошибок. В этих случаях средняя ошибка вычисляется по формуле: 2 2 100 t n t m + ⋅ = Например, при применении в клинике нового лекарственного пре- парата у 25 пациентов был получен положительный эффект у всех 25 больных. Следует ли считать, что этот препарат обладает 100% эффективностью и отдать ему предпочтение перед другим, давшим при применении эффект у 85% больных. Определив среднюю ошиб- ку равную 13,8, ( 8,13 29 400 2 25 100 2 2 2 = = + ⋅ ), находим доверительные границы первого показателя, из которых видно, что при повторных аналогич- ных испытаниях эффективность препарата может колебаться от 86,2 (100–13,8) до 100%. Это означает, что преимущество нового препара- та перед лекарственным средством, имеющим 85,0% эффективность, не может считаться доказанным. Аналогично легко подсчитать, что полученный при 15 лаборатор- ных экспериментах нулевой результат также должен считаться слу- чайным, т. к. имеет среднюю ошибку при 95,0% вероятности, равную 21,1% ) 19 400 2 15 100 2 ( 2 2 = + ⋅ = m . Следовательно, при увеличении числа испы- таний результат в 95 случаях из 100 может колебаться от 0 до 21,1%.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy