000544

199 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ) ПОНЯТИЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ Патологические состояния – результат динамики врожденных или рано приоб‑ ретенных дефектов психики. Будучи психическими расстройствами, они не явля‑ ются в полном смысле этого слова болезнями, так как не имеют характерной для за‑ болеваний стадийности (начала, расцвета, затухания и исхода). Существует две разновидности патологических состояний. Во‑первых, это ум‑ ственная отсталость (олигофрения), характеризующаяся грубым дефектом с пораже‑ нием всех сфер психики, в особенности, интеллекта. Во‑вторых, к патологическим состояниям относят расстройства личности (психопатии) – результат относительно мягкой психической дефицитарности, проявляющейся в сфере эмоций и воли. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Умственная отсталость иначе называется малоумием или олигофренией (послед‑ ний термин принадлежит Эмилю Крепелину (1915). Это врожденное или приобре‑ тенное до трех лет стойкое недоразвитие психических функций, в первую очередь интеллекта. Недоразвитие при умственной отсталости тотальное (страдают также эмоции, воля, воображение и другие структуры психики). Клиническая классификация умственной отсталости появилась в конце XIX в. Она оказалась удобной и существует до настоящего времени. Соответственно выде‑ ляют легкую умственную отсталость («дебильность»), умеренно выраженную ум‑ ственную отсталость («имбецильность») и выраженную (глубокую) умственную отсталость («идиотию») (табл. 95, 96). Таблица 95. Клинические особенности умственной отсталости Степени олигофрении Мышление Память Воля Эмоции Легкая умствен‑ ная отсталость (дебильность) Неспособность к абстрактно- логическому мышлению. Несамостоя‑ тельность суж‑ дений Нет словесно- логической па‑ мяти. Компен‑ саторно трени‑ руется механи‑ ческая память Примитивность потребностей. Несамостоятельность, отсутствие собственных планов или их примитив‑ ность. Непродуманность решений. Неспособность к прогнозированию. Внушаемость и упрямство Простота эмо‑ ций, основан‑ ных на просто‑ те потребно‑ стей. Возможны привязанности, но нет чувств Умеренная умственная отсталость (имбецильность) Неспособность к настоящему понятийному мышлению (ис‑ пользуют пред‑ ставления вме‑ сто понятий) Механическая память слаба Выученные навыки очень просты. Пациенты не спо‑ собны к самостоятельной жизни Эмоции просты, грубы и обыч‑ но сопровожда‑ ют удовлетворе‑ ние физиологи‑ ческих потреб‑ ностей Глубокая умственная отсталость (идиотия) Неспособность к мышлению Память отсут‑ ствует Волевой активности нет. Некоторые инстинкты (пи‑ щевой, самосохранения) мо‑ гут быть извращены Эмоции не диф‑ ференцированы и представляют собой реакцию на внутреннее напряжение

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy