000546

8 Как выход для решения этой проблемы ученые предложили допол- нительный критерий научности – принцип логической непротиворе- чивости. Его суть заключается в следующем: если теория (сумма вы- сказываний), гипотеза логически непротиворечиво вписывается в уже имеющуюся научную систему, основа которой верифицирована (эм- пирически подтверждена), то данная теория или гипотеза может счи- таться научной. Постпозитивизм (Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996), Пауль Фейерабенд (1924–1994), Имре Лакатос (1922–1974)) является логическим противоречивым завершением развития позитивизма. Карл Поппер как основоположник критического рационализма раз- вивает особую теорию познания – концепцию роста познания. В рам- ках этой концепции схема научного поиска, по К. Попперу, следующая: Р 1 → ТТ→ FF → Р 2, где Р 1 – исходная проблема; ТТ – пробные теории (варианты решения проблемы); FF  – фальсификация теорий (критика, удаление ошибок); Р 2 – уточнённая проблема. Карл Поппер предложил еще один критерий научности – принцип фальсификации. Согласно этому принципу, теория тем более научна, чем более она фальсифицируема, т. е. содержит в себе возможность для критики. Критика же уточняет проблему, что ведёт к росту позна- ния: от одной проблемы к другой более обоснованной проблеме. Пример нефальсифицируемых, т. е. ненаучных, с точки зрения К. Поппера, теорий – марксизм и фрейдизм. Эти теории не содержат в себе возможности для критики, для эмпирической проверки. В них можно только верить или не верить. Следовательно, марксизм и фрей- дизм ненаучны и представляют собой скорее разновидность «рели- гии», чем науку. Томас Кун рассматривает исторические этапы развития науки, основной формой которой ученый считает научную парадигму. Пара- дигма, по Т. Куну, это образец научной деятельности, принятый науч- ным сообществом, господствующая система теоретических взглядов, ценностных установок, задающая модель постановки проблем и спо- собов их решения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy