000546
9 Томас Кун выделяет следующие этапы развития науки (этим эта- пам предшествует допарадигмальный период, когда накапливается эмпирический материал, и не сформировалась парадигма): Нормальная наука – период господства в науке единой (одной) па- радигмы. Например, период господства в физике классической ме- ханики Ньютона или период господства в советской медицине ал- лопатии. Научная революция – период смены парадигм, когда нет единой па- радигмы и в науке сразу несколько конкурирующих, зачастую несо- вместимых друг с другом, парадигм. Например, в современной ме- дицине – конкуренция аллопатии, гомеопатии, экстрасенсорики и др. Смена парадигм обусловлена, прежде всего, психологическими проблемами внутри научного сообщества (конкуренция школ, «учите- лей» и «учеников» и т. д.). Следующей причиной является социально- экономические перемены. И лишь в последнюю очередь – неспособ- ность научного сообщества решать проблемы на основе старой пара- дигмы. Каждая следующая господствующая научная парадигма в период нормальной науки не связана с предыдущей. Её победа в конкурент- ной борьбе научных парадигм в период научной революции обуслов- лена, прежде всего, социально-психологическими причинами. Поэто- му преемственности в развитии науки в результате анализа истории наук Т. Кун не обнаружил (табл. 1). Таблица 1. Сравнительный анализ философии науки основных пред- ставителей постпозитивизма. Томас Кун Карл Поппер С Х О Д С Т В О НОРМАЛЬНАЯ НАУКА (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА) ПРОБЛЕМА – это:1) КОНЦЕПТУАЛЬ- НАЯ СТРУКТУРА, ЗАРАНЕЕ ПРИНЯ- ТАЯ ТЕОРИЯ – ДО НАЧАЛА ИССЛЕ- ДОВАНИЯ 2) ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy