000546

10 Томас Кун Карл Поппер Р А З Л И Ч И Е НОРМАЛЬНАЯ НАУКА «ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ ИССЛЕДО- ВАНИЕ» («ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ НАУКА»)+НОРМАЛЬНАЯ НАУКА Деятельность ученого («нормального» ученого) нереволюционная, некритич- ная считается нормальным Это есть в науке, но это отрицательно сказывается на ней. «Нормальный уче- ный» – это плохообученный ученый Жесткая связь с господствующей тео- рией. Новая теория принимается толь- ко в случае ее общепризнанности со временем Чередование нормальной науки и науч- ной революции применимы к физике и не применимы к биологии Следование парадигме в решении го- ловоломок (проблем, к которым приме- няется господствующая теория в целях решения ее) формирует ученого- прикладника, для которого цель – зна- ние фактов Решать надо не головоломки, а подлин- ные проблемы. Идеал ученого – «чи- стый ученый», способный к поле- ту критической, нестандартной мыс- ли. Ученый – это и теоретик и экспери- ментатор Отсутствие критического мышления ведет к росту специализации Рост специализации – это опасность для науки. Необходимо для развития науки противостоять научной «моде» Нормальная наука есть, прежде всего, коммуникация между учеными в рам- ках господства одной парадигмы, а на- учная революция – это нарушение ком- муникации Дискуссия между учеными, научны- ми теориями всегда, во все периоды развития науки. Не бывает господства одной парадигмы Логика не обладает большой объясни- тельной силой в понимании науки, её истории Понимание логики исследования игра- ет положительную роль «Догматизм» в науке на длительный период нормальной науки, когда кри- тика, сомнения невозможны. Господ- ствует общий набор предпосылок, об- щий язык, общие ожидания, согласие в основных принципах (тогда крити- ка допустима). «Миф концептуально- го каркаса». Догматизм ведет к реля- тивизму. Методология Куна – логика исторического релятивизма Момент «догматизма» обязателен. Но ученый должен всегда иметь воз- можность отказаться от общих прин- ципов. По своей сути наука критич- на. Развитие науки – это революцион- ный процесс «Концептуальные каркасы» не связаны друг с другом, не могут быть согласова- ны, не вытекают друг из друга. Это ве- дет к иррационализму. Переход к новому этапу нормальной науки иррационален Критическая философия и сравнение «концептуальных каркасов» всегда воз- можны и необходимы, хотя могут быть трудности. Наука по сути критична и рациональна всегда Прогресс только в период нормальной науки Прогресс возможен всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy