000546
16 Тексты для комментирования Методические указания. Комментирование текста предполагает беседу с преподавателем, дискуссию в малой группе на основе прочитанного, а так- же знания исторического контекста. Комментирование предполагает умение анализировать, выявлять ключевые проблемы, обобщать информацию ли- тературного текста. Данный вид работы стимулирует активную самостоя- тельную, творческую работу студентов, актуализирует знания, полученные на лекциях, семинарских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы. Рекомендуемые этапы работы с текстом: • Прочтите текст. В случае необходимости проверьте непонятные терми- ны по словарю (см. список рекомендуемой литературы). • Определите главную мысль (О чем текст?) и сформулируйте ее в форме проблемы (проблем). • Выпишите из текста важные и интересные для вас места. • Проанализируйте выявленные проблемы в культурно-историческом контексте. • Составьте план и тезисы выступления. Комментирование текста направлено не на воспроизведение информации изложенной в нем, а на выявление и анализ ключевых проблем, содержащих- ся в нем, понимание их глубины и актуальности. Текст 1. «С тех пор, как начался великий современный кризис, в главных политических столкновениях народ являлся и еще теперь яв- ляется простым вспомогательным элементом. Участвуя в борьбе, на- род надеется, конечно, добиться некоторого улучшения своего обще- го положения; но это улучшение, очевидно, не может быть согласова- но со взглядами и целью, действительно ему присущими. Все обыч- ные споры оставались по существу ограниченными различными выс- шими или средними классами, ибо предметом их было преимуще- ственно обладание властью. Народ же долгое время не мог непосред- ственно интересоваться такими конфликтами, так как природа нашей цивилизации, очевидно, не позволяет пролетариям надеяться и даже желать сколько-нибудь значительного участия в политической власти в собственном смысле этого слова. Поэтому, добившись всех социаль- ных результатов, каких они могли ожидать при временном переходе политического господства от духовенства и феодальной аристократии к метафизикам и легистам, они теперь все более и более безразлично относятся к бесплодному продолжению этой все более и более жал-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy