000546
17 кой борьбы, отныне почти сведенной к пустому личному соперниче- ству. Каковы бы ни были повседневные усилия метафизической аги- тации втянуть их в эти пустые споры, соблазняя их тем, что называют политическими правами, – народ, в особенности во Франции, инстин- ктивно понял уже, насколько было бы призрачным или ребячески несе- рьезным обладание такой привилегией, которая даже при ее нынешней степени распространения не внушает обыкновенно никакого истинно- го интереса большинству из тех, которые исключительно ею пользу- ются. Народ, по существу, может интересоваться только фактическим применением власти, в чьих бы руках она ни находилась, а не ее спе- циальным завоеванием. Как только политические или, вернее, отны- не социальные, вопросы будут обыкновенно относиться к форме, в ко- торой власть должна быть осуществлена, дабы лучше достигнуть сво- его общего назначения, затрагивающего у современных народов про- летарские массы, тотчас же придется признать, что наблюдаемое те- перь презрение отнюдь не ведет к опасному безразличию, до этого мо- мента народное мнение останется чуждо этим спорам, которые с точ- ки зрения здравомыслящих людей, увеличивая непрочность всех вла- стей, стремятся специально задержать необходимый переворот. Одним словом, народ естественно расположен желать, чтобы тщетное и бур- ное обсуждение прав было, наконец, заменено плодотворной и спаси- тельной оценкой различных основных обязанностей как общих, так и частных. Таков сам собой выдвигающийся принцип тесного соот- ношения, которое, будучи рано или поздно понято, неминуемо соеди- нит народный инстинкт с социальной деятельностью положительной философии, ибо это великое превращение, очевидно, равноценно обо- снованному выше самыми высокими умозрительными соображениями переходу современной политической агитации в простое философское движение; первый и главный результат последнего будет действитель- но состоять в прочном построении всеобщей морали действия, пред- писывающей каждому деятелю, личному или коллективному, наиболее соответствующие основной гармонии правила поведения. Чем боль- ше будут размышлять об этом естественном отношении, тем полнее будет признано, что эта решительная перемена, которую могло произ- вести только положительное мышление, может теперь находить опо-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy