000546

19 миться к достижению этой двоякой цели. А таков, очевидно, сам со- бой складывающийся характер социальной доктрины, исповедуемой новою философскою школой. Наши предыдущие соображения избав- ляют нас здесь по этому вопросу от всяких новых разъяснений, кото- рые, сверх того, являются предметом столь часто упоминаемого в этом «Слове» труда. Важно только добавить по этому поводу, что необхо- димое сосредоточение наших мыслей и нашей деятельности на реаль- ной жизни человечества, устраняя всякие напрасные мечтания, будет в особенности стремиться сильно укреплять моральную и политиче- скую связь народа в собственном смысле слова с истинной новой фи- лософией. Своим верным инстинктом он в самом деле скоро почув- ствует в этом новый сильный мотив направлять практическую обще- ственную деятельность преимущественно к мудрому беспрерывному улучшению своего собственного общего положения. Нелепые надеж- ды, присущие старой философии, очень часто внушали, напротив, пре- зрительное пренебрежение или полное равнодушие к такому прогрес- су, так как он естественно должен был казаться недостойным серьезно- го внимания рядом с этой вечной перспективой само собой наступаю- щего бесконечного воздаяния за всякие страдания». (Конт О. Дух По- зитивной Философии. – М.: Либроком, 2011. – С. 32–33). Тема 2. КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ Общая характеристика философии марксизма Влияние марксизма (Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)) на культуру выразилось, прежде всего, в попытке миро- воззренчески обосновать и утвердить новый тип культуры, основан- ной на материалистическом понимании истории и классовом подхо- де к анализу культурной традиции. Материалистическое понимание классики марксизма рассматривают, прежде всего, как определяю- щую роль материального производства в развитии общества. Имен- но уровень развития материального производства (уровень развития экономики) определяет все сферы жизни общества: социальную, по- литическую и духовную. Кроме того, субъектом истории всегда вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy