000546
26 Тексты для комментирования Методические указания. Комментирование текста предполагает беседу с преподавателем, дискуссию в малой группе на основе прочитанного, а так- же знания исторического контекста. Комментирование предполагает умение анализировать, выявлять ключевые проблемы, обобщать информацию ли- тературного текста. Данный вид работы стимулирует активную самостоя- тельную, творческую работу студентов, актуализирует знания, полученные на лекциях, семинарских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы. Рекомендуемые этапы работы с текстом: • Прочтите текст. В случае необходимости проверьте непонятные терми- ны по словарю (см. список рекомендуемой литературы). • Определите главную мысль (О чем текст?) и сформулируйте ее в форме проблемы (проблем). • Выпишите из текста важные и интересные для вас места. • Проанализируйте выявленные проблемы в культурно-историческом контексте. • Составьте план и тезисы выступления. Комментирование текста направлено не на воспроизведение информации изложенной в нем, а на выявление и анализ ключевых проблем, содержащих- ся в нем, понимание их глубины и актуальности. Текст 1. «1. Главный недостаток всего предшествующего материа- лизма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сто- рона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действитель- ной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгашеской фор- ме ее проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности. 2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предмет- ной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действитель-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy