000546
27 ность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действи- тельности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3. Материалистическое учение о том, что люди суть продукты об- стоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми, и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэто- му приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна). Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как рево- люционная практика. 4. Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действитель- ный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как не- кое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазо- рванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следова- тельно, последняя, во‑первых, сама должна быть понята в своем про- тиворечии, а затем практически революционизирована путем устра- нения этого противоречия. Следовательно, после того, как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная се- мья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практи- чески революционно преобразована. 5. Недовольный абстрактным мышлением Фейербах апеллиру- ет к чувственному созерцанию: но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность. 6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущно- сти. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех об- щественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy