000546
28 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [ Gemut ] обособленно и предположить абстрактного – изоли- рованного – человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматривать- ся только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. 7. Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подверга- емым им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме. 8. Общественная жизнь является по существу практической. Все ми- стерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональ- ное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9. Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практиче- скую деятельность, это созерцание им отдельных индивидов в «граж- данском обществе». 10. Точка зрения старого материализма есть «гражданское» обще- ство; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. 11. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. (Маркс К. Тезисы о Фейерба- хе // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения. – Изд. 2, т. 3. – М., 1955. – С. 1–4). Тема 3. ПРАГМАТИЗМ: Ч. ПИРС, У. ДЖЕЙМС, Д. ДЬЮИ Общая характеристика философии прагматизма Прагматизм (Чарлз Сандерс Пирс (1839–1934), Уильям Джеймс (1842–1910), Джон Дьюи (1859–1952)) формирует особый тип эстетики и традицию философии двадцатого века прежде всего в США. Прагматизм происходит от слова «прагма», что означает дело, дей- ствие. Следовательно, если основным вопросом философии является вопрос «Что такое человек?», то прагматизм, по сути, это философия человека дела (делового человека: бизнесмена и бизнесвумен).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy