000546
30 ние. Человек мыслит для того, чтобы преодолевать препятствия – со- мнения, которые мешают деятельности, ведущей к успеху. Принцип Пирса состоит в том, что идеи, понятия и теории необхо- димо рассматривать лишь как инструменты, значение которых заклю- чается в их практических последствиях. Истина – результат перехода от сомнения к устойчивой вере. Истина – вера, которая вызывает дей- ствие, ведущее к достижению цели – успеху. Уильям Джемс развивает учение Чарльза Пирса об истине. Три основных аспекта понимания истины У. Джемса: • Истина – полезность. Полезность рассматривается как иерархия значимости: во‑первых, «полезно Мне»; во‑вторых, «полезно моему окружению», т. е. людям, которые для меня значимы, авторитетны, близки мне; в‑третьих, «по- лезно моему народу, моей стране» (если я себя с ними ассоциирую). • При решении проблемы истины действует «принцип гостиницы». Человек, приходя в этот мир, сталкивается с уже готовыми истина- ми. Эти истины разные у разных социальных групп. И человеку оста- ется лишь выбрать истины в зависимости от своего уровня притязаний. • Кредитная система истин. Выбрав истины определённой социальной группы, человек дол- жен принимать их и приумножать, т. е. жить так, как принято в кру- гах данной социальной группы. Если человек пытается менять «пра- вила игры» (истины), то система его выбрасывает, как неоправдываю- щего кредит доверия жить по законам данного сообщества. Например, если человек с принципами христианской морали попадает в полити- ческую среду, то он либо принимает общепринятые «истины» и отка- зывается от некоторых своих убеждений, либо уходит из политики. Тестовые задания Методические указания. Тесты – система заданий возрастающей сложно- сти, способствующая усвоению новой информации, формированию интел- лектуальных умений, систематизации знаний, оценке и самооценке своего познавательного уровня. Тестовые задания позволяют проверить качество знаний по основным проблемам определенной части курса, а также могут использоваться для контроля и самоконтроля знаний, полученных студента- ми при изучении всего курса.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy