000546

34 тельную, творческую работу студентов, актуализирует знания, полученные на лекциях, семинарских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы. Рекомендуемые этапы работы с текстом: • Прочтите текст. В случае необходимости проверьте непонятные терми- ны по словарю (см. список рекомендуемой литературы). • Определите главную мысль (О чем текст?) и сформулируйте ее в форме проблемы (проблем). • Выпишите из текста важные и интересные для вас места. • Проанализируйте выявленные проблемы в культурно-историческом контексте. • Составьте план и тезисы выступления. Комментирование текста направлено не на воспроизведение информации изложенной в нем, а на выявление и анализ ключевых проблем, содержащих- ся в нем, понимание их глубины и актуальности. Текст 1. « Несколько лет тому назад мне пришлось быть с целой ком- панией в горах. Вернувшись раз с прогулки, я застал все общество ве- дущим ожесточенный философский спор. Объектом спора была бел- ка, обыкновенная живая белка. Предполагалось, что она сидит на де- реве, по ту сторону которого в прямо противоположном направлении находится человек. Этот человек желает увидеть белку, для чего и бе- жит быстро вокруг дерева, – но напрасно: как скоро ни бежит он, белка с той же скоростью движется в противоположную сторону, так что де- рево все время закрывает ее от человека, и он никак не может ее уви- деть. Отсюда возникает философская проблема: движется ли человек вокруг белки или нет? Конечно, он движется вокруг дерева, на котором расположилась белка; но движется ли он вокруг белки. При неограни- ченном свободном времени, которое имелось в этом пустынном месте у спорящих, аргументация была под конец вся исчерпана. Всякий со- ставил себе определенное мнение, на котором и упорно стоял. Так как голоса разделились пополам, то, когда я подошел, обе стороны обрати- лись ко мне, чтобы с моей помощью получить большинство. Помня схо- ластическое правило, что там, где встречается противоречие, там надо установить различение, и я стал искать таковое и сейчас же его нашел. «Вопрос о том, какая из сторон права, – сказал я, – зависит от того, ка- кой практический смысл вы вкладываете в выражение «двигаться во- круг» белки. Если «двигаться вокруг белки» значит переходить от нее с севера к востоку, затем к югу, западу, потом опять к северу, то, разу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy