000546
36 в философию Чарльзом Пирсом ( Peirce ) в 1878 г. В статье под заглави- ем « How to make our ideas clear » («Как сделать наши идеи ясными»), помещенной в январской книжке журнала « Popular science Monthly » за 1878 год, Пирс указывает сперва, что наши убеждения ( beliefs ) – суть, фактически правила для действия, затем он говорит, что для того, чтобы выяснить смысл какого-нибудь утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия ( conduct ), которое оно способно вы- звать: в этом способе действия и заключается для нас все значение дан- ного утверждения. В основе всех находимых нами между нашими мыс- лями (утверждениями) различий – даже самого тонкого и субтильного свойства – лежит следующий конкретный факт: ни одно из них не на- столько тонко, чтобы выражаться как-нибудь иначе чем в виду неко- торой возможной разницы, в области практики. Поэтому, чтобы до- биться полной ясности в наших мыслях о каком-нибудь предмете, мы должны только рассмотреть, какие практические следствия содержат- ся в этом предмете, т. е. каких мы можем ожидать от него ощущений и какого рода реакциям со своей стороны мы должны подготовиться. Наше представление об этих следствиях – как ближайших, так и отда- ленных – и есть все то, что мы можем представить себе об этом предме- те, – поскольку вообще это представление имеет какое-нибудь положи- тельное значение». (У. Джемс. Что такое прагматизм?//У. Джемс. Праг- матизм. Лекция 2. – http :// textarchive . ru / c ‑2558297. html ). Тема 4. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: М. ШЕЛЛЕР, Х. ПЛЕСНЕР, А. ГЕЛЕН Общая характеристика философской антропологии Философская антропология (Макс Шелер (1874–1928), Арнольд Ге- лен (1904–1976), Гельмут Плеснер (1892–1985)) представляет собой взгляд на культуру и её развитие философствующих биологов. Определяющим фактором, стержнем развития и функционирова- ния общества, с точки зрения представителей философской антро- пологии, является не экономика, не политика, не духовная культура, а определённый тип человека .
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy