000546
43 Но допускают ли разум и инстинкт сопоставление на одном и том же уровне? Как самостоятельные виды регуляции поведения, возможно, что да. Однако, рассудок претендует на истину, на которую претендуем и мы сами в том случае, если считаем приводимую аргументацию обоснован- ной. Но то, что мы назвали владычеством над природой, ставшим реаль- ностью с появлением homo sapiens и имеющим основание в его монопо- лии на предметное понимание вещей, хотя и полагает начало иному виду поведения, но им не исчерпывается. Оно не оправдывает благого предпо- ложения, по которому история жизни уже предусмотрела в своих планах этот прорыв, как это утверждает теория преформизма, которую представ- ляли Гегель, Шеллинг, а в наши дни – Тейяр де Шарден. Но и понимае- мое исключительно в терминах эпигенеза, то есть предполагающее скач- кообразное изменение в структуре унаследованных способностей, оно влечет за собой необратимый перелом, на котором утверждается не име- ющая прецедентов сфера – Тейяр называет ее ноологической,– сфера «более высокого» порядка, поскольку делает возможными превосходство в практическом плане и дистанцирующую объективность. Будучи подлинной историей, палеонтология предполагает наряду с постепенными изменениями и дифференциациями (в расах) также и скачки, которые можно возвести к крупным мутациям: ключевым му- тациям, с которых берут начало новые линии развития. Но она не зна- ет ступеней, даже если позволить себе отождествить сущность разви- тия с переходом в состояние более высокой степени многообразия. Если с точки зрения родовой истории в целом здесь нет ограничений, то во- преки этому в онтогенетическом плане проблему усложняют исклю- чения, обнаруживаемые, прежде всего, в сфере паразитарных (на что указал мне доктор Рейнбот). Повышения уровня, а это и есть ступени, не просто следуют параллельно «линии» развития и не считываются с прямой, приближающей к появлению человека. В значительно боль- шей мере они соответствуют немногим специфическим формам органи- зации живой субстанции, которые встречаются нам в растении, живот- ном и человеке, при всей расплывчатости границ у их промежуточных форм. То, что они представляют нам разные уровни живого, становит- ся очевидным, однако, только если мы будем руководствоваться поняти- ем их позициональности» (Х. Плеснер Ступени органического и чело- век. Введение в философскую антропологию. – М., 2004. – С. 299–301.)
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy