000546

45 ственное сознание, влияющее через воспитание, прежде всего, отвеча- ет «Нельзя!»). Кроме того, энергия либидо может превращаться в дру- гие виды энергии (механизм сублимации) – прежде всего, в энергию творчества. Поэтому, с точки зрения Фрейда З., великие люди должны быть ярко выраженными невротиками. Человеческое поведение по Фрейду – это арена борьбы эроса и та- натоса – стремления человека к жизни и стремления к смерти. Стре- мясь любить, человек боится, стремясь умереть, человек свободен. Мировые войны, забастовки – это прорыв танатоса. Карл Густав Юнг наряду с личностным бессознательным выделя- ет и архетипы коллективного бессознательного, которые проявляются в сознании человека независимо от его воли. Юнг выступает против отождествления бессознательного с вытес- ненными из сознания, преимущественно сексуальными, влечениями. Юнг сравнивал архетипы коллективного бессознательного с систе- мой осей кристалла, по которой в растворе формируется кристалл. Архетипы – это оси, врожденные образцы, на которых распределяет- ся внешний и внутренний опыт. Следовательно, в сознании архети- пы не проявляются в чистом виде. Они всегда опосредованы опытом и сознанием. Проявляются архетипические образы наиболее адекват- но, когда влияние сознания наименьшее: в сновидениях, мистических видениях, галлюцинациях. Архетипические образы в виде символов – источник мифологии, религии и искусства. Коллективное бессознательное и сознание взаи- модействует по-разному у людей и народов разного типа мышления. Люди и народы экстравертного (направленного на внешний мир, ло- гического) мышления не в состоянии установить равновесие созна- тельного и бессознательного. И если символический выход бессо- знательного становится невозможным (утрата символов), то коллек- тивное бессознательное вторгается в сознание в самых примитивных формах. Это зачастую ведет к индивидуальным и коллективным пси- хозам, лжепророчествам, войнам, распространению массовых соци- альных мифов. Люди и народы интравертного (направленного на вну- тренний мир, интуитивного) мышления более приспособлены к кол- лективному бессознательному, в состоянии установить равновесие со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy