000546
53 Примером такого бюрократа был Эйхман. Он послал сотни тысяч евреев на смерть не потому, что он их ненавидел; он никого не любил и никого не ненавидел. Эйхман «выполнял свой долг»: он исполнял свой долг, когда посылал евреев на смерть; он исполнял свой долг и тогда, когда ему было пору- чено просто ускорить их эмиграцию из Германии. Выполнять установ- ленные правила – вот что имело для него первостепенное значение; он испытывал чувство вины, только когда нарушал эти правила. Сам Эйх- ман утверждал (чем и усугубил свою вину), что за всю свою жизнь чув- ствовал себя виновным лишь дважды: когда в детстве прогулял уроки и когда не подчинился приказу находиться в укрытии при воздушном налете. Это, конечно, не исключает того, что Эйхман и многие другие бюрократы испытывали садистское удовлетворение от ощущения вла- сти над другими живыми существами. Но эти садистские наклонности у бюрократов вторичны; им не свойственны чисто человеческие ре- акции, они боготворят правила». (Фромм Э. Иметь или быть//Литмир. Электронная библиотека. – https :// www . litmir . me / br /? b =75650& p =63). Текст 2. «Поскольку общество, в котором мы живем, подчинено приобретению собственности и извлечению прибыли, мы редко мо- жем встретить какие-либо свидетельства такого способа существова- ния, как бытие. В связи с этим многие считают обладание наиболее естественным способом существования и даже единственно приемле- мым для человека образом жизни. Все это создает особые трудности для уяснения людьми сущности бытия как способа существования – или хотя бы для понимания того, что обладание – это всего лишь одна из возможных жизненных ориентаций. Тем не менее корни обоих этих понятий – в жизненном опыте человека. Ни то, ни другое нельзя рас- сматривать отвлеченно, чисто рационально; оба они находят отраже- ние в нашей повседневной жизни и требуют конкретного рассмотре- ния. Возможно, приводимые ниже простые примеры проявлений прин- ципов обладания и бытия в повседневной жизни помогут читателям понять суть этих двух альтернативных способов существования. Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лек- цию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, та-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy