000546

54 ким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становится, одна- ко, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обо- гащает ее. Вместо этого такие студенты все услышанное в лекции про- сто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих конспектах и сохраняют их. Между студентами и содержанием лек- ций так и не устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу, разве что каждый из студентов становится обладателем некой коллекции чужих высказываний (сформулированных лектором или заимствованных им из какого-то другого источника). У студентов, для которых обладание является главным способом су- ществования, нет иной цели, как придерживаться того, что они «выучи- ли», либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно сохраняя свои конспекты. Им не приходится создавать или придумывать что-то новое, напротив, индивидам такого типа свежие мысли или идеи относитель- но какого-либо предмета внушают немалое беспокойство, ибо все новое ставит под сомнение ту фиксированную сумму знаний, которой они об- ладают. В самом деле, человека, для которого обладание является основ- ным способом его взаимоотношений с миром, те идеи, суть которых нелегко уловить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают – как и все, что развивается и изменяется, а потому не поддается контролю. Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у сту- дентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотноше- ний с миром бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не присту- пают к слушанию курса лекций – даже первой из них, будучи tabulae rasae . Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои соб- ственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыс- лей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информа- цию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слы- шат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких сту- дентов слушание лекции представляет собой живой процесс. Все то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставля- ют с жизнью. Они не просто приобретают знания, которые могут уне- сти домой и вызубрить. На каждого из таких студентов лекция ока-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy