000546
56 Двойственность человека, по С. Кьеркегору, заключается в том, что, с одной стороны, человек индивидуален, уникален, самоценен, возвы- шен, а с другой стороны, человек одинок и беспомощен в этом мире. Основной вопрос философии и культуры вообще, с точки зрения М. Хайдеггера, – «Что есть человек?» Но человек рассматривается не как самоцель, а чтобы понять, что за ним стоит. В предшествующей философии человека рассматривали: • В практической, трудовой деятельности (диалектический матери- ализм). • В познавательной деятельности (идеалистическая философия). • Как существо телесное (антропологический материализм – Люд- виг Фейербах). Но это то, чем все люди похожи, в чем они одинаковы. Основной вопрос заключается в том, чтобы понять уникальность человека. Уникальность человека в чувственно-эмоциональной сфере – это то, что делает человека непохожим на других. Это отличает человека от животного. Животное не может отстра- ниться и чувственно-эмоционально посмотреть на себя со стороны. Животное испытывает чувства только при виде пищи, сексуального партнера и т. д. Это отличает человека и от Бога. Бог созерцает мир бесстрастно , потому что способность чувствовать , т. е. иметь существование, за- висит от времени, от человеческого времени – конечности, смертно- сти человека. Если бы люди были вечны как Бог, то они не испытыва- ли бы никаких переживаний. По Хайдеггеру, существует надвременное царство чувств – это весь прошлый, настоящий и будущий человеческий чувственный опыт. Надвременное царство чувств – «БЫТИЕ» ( SEIN ). В сознании человека надвременное царство чувств – «СУЩЕ- СТВОВАНИЕ» ( DASAIN – тут, здесь – бытие). С точки зрения М. Хайдеггера, до НТР вещей было мало, служили долго, вещь имела высокий чувственно-эмоциональный потенциал, была незаменима. Люди также жили большими общинами, друг дру- га знали, ценили, чувственно-эмоционально относились друг к другу. Язык был богат, уникален, индивидуален. В современном мире вещи, отношения между людьми утратили чувственно-эмоциональную
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy