000546

57 окраску, становятся заменимы, язык беднеет. Происходит постоянное ограбление чувств. Причина такого положения дел – в науке, в воз- никшем как следствие НТР массовом обществе и массовой культуре. В массовом обществе существует мода на все , в том числе и на чув- ства. Формируется стандартизированный человек. Современное инду- стриальное общество характеризуется диктатурой MAN – иллюзорного субъекта, под влиянием которого человек начинает быть «КАК ВСЕ». Человек перестает быть стандартизированной единицей, быть «как все», когда его что-нибудь потрясает: прежде всего, ощущение смерт- ности, конечности, возможность не быть. В разные периоды своего философского творчества М. Хайдеггер предложил 2 пути обретения подлинной экзистенции, подлинного су- ществования: • Проявить свою уникальность и неповторимость человек может, реализовав себя в смерти. Надо решить как умирать. Не в физическом смысле, а как проявить себя в смерти, ради чего умереть. Человек сво- боден перед лицом смерти. Каждый умирает сам за себя. В этом чело- века нельзя заменить. • После второй мировой войны Хайдеггер считает, что искать над- временное царство чувств необходимо там, где оно было – в прошлом, до НТР. Там, где была чувственно-эмоциональная нагруженность все- го. Развернув естественную установку сознания путем иррациональ- ной интуиции на прошлое, человек уходит от текучки жизни и выч- леняет из далеких времен способ восприятия мира, когда человек был уникален и неповторим. От прошлого остаются вещи и язык. Вещи недолговечны и утилитарны. Поэтому необходимо обратиться к язы- ку (логосу). Язык – это дом бытия, хранилище чувств по Хайдеггеру. Карл Ясперс считал, что человек может находиться в течение жизни в трёх состояниях: • Неподлинное существование, когда человек живет «как все». • Пограничная ситуация, когда человек начинает осознавать свою смертность. • Подлинное существование, которое возможно лишь в подлинной коммуникации. Ясперс выделяет два вида коммуникации: неподлинную и подлинную.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy