000546

65 вать, исходя из другого, ни оправдать как полезную для чего-либо. Она – не бревно и не соломинка, за которые можно держаться. Фило- софией нельзя распоряжаться, ее нельзя использовать. Мы осмеливаемся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – слу- жить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой, благодаря тому, что мы достигаем уверенности в Боге. Выполнение этой задачи определяется неизменными чертами: Всегда и сегодня необходимо совершать работу философского ремесла: раз- вертывать категории и методы, структурировать наше основное зна- ние – ориентироваться в космосе наук – усваивать философию исто- рии – упражняться в спекулятивном мышлении метафизики, в про- светляющем мышлении экзистенциальной философии. Целью всегда остается обрести независимость единичного чело- века. Он обретает ее посредством отношения к подлинному бытию. Он обретает независимость от всего происходящего в мире посред- ством глубины его связи с трансценденцией. Что Лао-цзы постигал в дао, Сократ в божественном велении и знании, Иеремия в Яхве, ко- торый изъявлял ему свою волю, что ведали Боэций, Бруно, Спиноза, и было тем, что делало их независимыми. Эту философскую незави- симость не следует смешивать ни с либертинизмом суверенного про- извола, ни с жизненной силой, упорствующей перед лицом смерти. Задача всегда состоит в напряжении: обрести независимость в сто- роне от мира, в отказе от него и в одиночестве – или в самом мире, че- рез мир, действуя в нем, не подчиняясь ему. Тогда о философе, прием- лющем свободу лишь вместе со свободой других, свою жизнь – лишь в коммуникации с другими, можно сказать то, что глупец прокричал вслед Конфуцию: «Вот человек, который знает, что ему ничего не уда- ется, и все-таки продолжает действовать»; это – истина конечного зна- ния, абсолютизирующего свою видимость, но истина, которая остав- ляет более глубокую истину философской веры незатронутой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy