000546

66 Философия обращается к отдельному человеку. В каждом мире, в каждом положении в философствовании происходит отбрасывание человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве – может истинно вступить в коммуни- кацию.» (Ясперс К. Смысл и назначение истории//Литмир. Электрон- ная библиотека. – https://www.litmir.me/br/?b=592950&p=162 ). Текст 2. «Человеческое бытие не является только бытием, посред- ством которого отрицательности раскрываются в мире, оно есть так- же бытие, которое может занимать отрицательные позиции в отно- шении себя. Во введении мы определили сознание как «бытие, для которого в его бытии стоит вопрос о его бытии, поскольку это бы- тие предполагает иное, чем оно, бытие». Но после прояснения вопро- шающего образа действий мы знаем сейчас, что эта формула может быть записана следующим образом: «Сознание есть бытие, для ко- торого в бытии есть сознание ничто своего бытия». В защите или за- прете, например, человеческое бытие отрицает будущую трансцен- дентность. Но это отрицание не является устанавливающим. Мое со- знание не ограничивается рассмотрением отрицательности. Оно само конституируется во плоти как уничтожение возможности, которую другая человеческая реальность проектирует как свою возможность. Для этого она должна появиться в мире как Нет, и именно как Нет, ко- торым раб первоначально понимает хозяина, или заключенный, стре- мящийся убежать, понимает стерегущего охранника. Есть даже люди (сторожа, охранники, тюремщики и т. д.), социальной реальностью ко- торых является единственная реальность – Нет; всю жизнь до самой смерти они воплощают только Нет. Другие, чтобы носить нет в своей субъективности, все-таки конституируют в качестве постоянного от- рицания человеческую личность, смысл и функцию того, что Шелер называет «человек зла», это и есть Нет. Но существуют действия бо- лее тонкие, описание которых поведет нас дальше в интимность со- знания. Одно из таких действий – ирония. В иронии человек устраня- ет, в единстве одного и того же акта, то, что он полагает; он понужда- ет верить, чтобы не верили, он утверждает, чтобы отрицать, и отри- цает, чтобы утверждать, он создает положительный объект, который не имеет другого бытия, кроме своего ничто. Таким образом, пози-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy