000546

5 Тема 1. ПОЗИТИВИЗМ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Общая характеристика философии позитивизма Современную философию исследователи датируют разными пе- риодами. Наиболее распространенным является определение вре- мени бытия современной философии периодом формирования основ- ных мировоззренческих систем во второй половине девятнадцатого века, которые и сегодня влияют на состояние общественного созна- ния. Одними из первых глобальных мировоззренческих систем этого этапа истории стали позитивизм и марксизм, задавшие вектор разви- тия культуры вплоть до двадцать первого века. Позитивистская концепция культуры связана с обоснованием необ- ходимости сделать культуру научной, реализовав натуралистический, утилитаристский идеал эпохи Просвещения. «Первый» позитивизм, начавший развитие с 30‑х гг. XIX в. (Огюст Конт (1798–1857), Герберт Спенсер (1820–1903), Джон Стюарт Милль (1806–1873)), в лице своего основоположника Огюста Конта предло- жил рассматривать культуру как прогрессивное движение к практиче- ски эмпирическому использованию достижений человечества через создание научной методологической основы. По О. Конту, культура движется от теологической стадии, когда человек всё объясняет и опи- сывает действием сверхъестественных сил, через стадию метафизиче- скую (догматическую), в которой человек объясняет и описывает всё при помощи абстрактных понятий, к стадии позитивной – научной. На этом высшем этапе развития культуры, который соответству- ет современности, Человек фиксирует, что познание мира всегда осу- ществляется при помощи единственного непосредственного инстру- мента – при помощи ощущений. При этом объектом научного по- знания выступают только явления и связи между ними, так как сущ- ность, конечные причины скрыты от наших чувственных восприятий. Основные методы науки – это наблюдение и описание , которые позволяют фиксировать чувственные восприятия как в естественных условиях, так и в специально созданных, т. е. в эксперименте. В этих условиях подлинная (позитивная) наука отвечает на вопрос «Как?», а не на вопрос «Почему?». Как только наука начинает отве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy