000546
68 является объектом внутреннего отрицания, но также и не признается лжецом как его намерение. Оно разыгрывается, изображается, это на- мерение персонажа, которого лжец играет в глазах своего собеседника, но этот персонаж, как раз потому, что его нет, оказывается трансцен- дентным. Таким образом, ложь не приводит в действие внутреннюю структуру присутствующего сознания, все отрицания, которые ее об- разуют, относятся к объектам и поэтому изгоняются из сознания; она не нуждается, стало быть, в особом онтологическом основании, и объ- яснения, которых требует существование отрицания вообще, действи- тельны без изменения в случае обмана. Несомненно, мы определили ложь идеально; несомненно, довольно часто происходит, что обман- щик более или менее оказывается жертвой своей лжи, что он в ней на- половину убежден; но эти обычные и тривиальные формы лжи явля- ются здесь также дегенеративным аспектом ее; они представляют со- бой промежуточные формы между ложью и самообманом. Ложь явля- ется действием трансцендентности. Но как раз ложь оказывается нормальным феноменом того, что Хайдеггер называет « Mitsein ». Она предполагает мое существование, существование другого, мое существование для другого и существо- вание другого для меня. Таким образом, не существует никакой труд- ности в постижении того, что лжец должен сделать проект лжи со всей ясностью и что он должен обладать полным пониманием лжи и исти- ны, которую он искажает. Достаточно, чтобы непрозрачность в основ- ном скрывала его намерения от другого, достаточно, чтобы другой мог принять ложь за истину. Посредством лжи сознание утверждает, что оно по природе существует как скрытое от других; оно использует к своей выгоде онтологическую двойственность Я и Я других. Этого не может быть в случае самообмана, если он, как мы гово- рили, является ложью себе. Конечно, для того, кто практикует само- обман, речь идет, разумеется, о том, чтобы скрыть неприятную исти- ну или представить как истину приятное заблуждение. Поэтому само- обман имеет, по видимости, структуру лжи. Только здесь все изменя- ет то, что в самообмане я скрываю истину от самого себя. Таким об- разом, двойственности обманщика и обманутого здесь не существу- ет. Напротив, самообман предполагает единство одного сознания. Это не означает, что он не может быть обусловлен посредством « Mitsein »,
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy